Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественника

Золотой треугольник Индии (Окончание)

22.02.2017
В предыдущем номере мы рассказали о достопримечательностях столицы Индии – Дели, дворце-крепости Форт-Амбер, старинной обсерватории Джантар-Мантар. Ныне речь пойдет о визитной карточке города Джайпура – дворце Ветров, шедевре древней архитектуры – ступенчатом колодце, а также о гробнице императора моголов Акбара Великого в Сикандре. Ну и, конечно, о Тадж-Махале – мавзолее-мечети – одном из семи чудес света в современном мире.
 
Дворец Ветров и ступенчатый колодец
Одна из главных достопримечательностей Джайпура – дворец Ветров (Хава-Махал). Его популярность среди туристов не удивительна – ведь красотой дворец не уступает древним соборам. Построен Хава-Махал в 1799 году по указу местного махараджи для его гарема. Махараджа выстроил дворец для того, чтобы его жены могли наблюдать за торжественными процессиями, проходившими в городе. Вместо окон стена испещрена множеством смотровых бойниц и искусственных щелей, образующих своеобразную сеть из пустотных узоров. Эти бойницы не только скрывали от чужих глаз гарем махараджи, но и создавали великолепную вентиляцию, охлаждающую Хава-Махал в жару. Чем выше градус, тем сильнее струятся потоки воздуха. Довольно часто в коридорах бушует ветер. Он и дал название дворцу.
… Наш автобус движется в Джайпур. В окна мы увидели фантастическое зрелище: огромное оранжевое солнце над серебряной нитью горизонта. Этот пейзаж, я бы сказал, был такой вкусный, как индийский ром.
Поразил нас Чанд Баори – ступенчатый колодец. Его глубина составляет более 20 метров. Построен между IX и XI веками возле храма в городке Абанери, в 95 километрах от Джайпура. Этот один из самых глубоких ступенчатых колодцев в Индии ошеломляет своим внешним видом. Можно принять его за форт или храм.
Храм Кришны – быть веселым
В комплексе Гирираджа Дхаране мы посетили храм, посвященный Кришне. Возведен он в южно-индийском стиле. История жизни Кришны известна многим. Он был мудрецом-философом, а стал веселым и довольно легкомысленным богом-пастушком. Кришна любим в Индии, особенно женщинами, которые видят в нем страстного любовника и в то же время шаловливого мальчика. Такими они хотели бы видеть и своего мужа, и своего сына. В его честь слагают песни, создают драмы. После посещения этого храма мое и без того отличное настроение еще улучшилось.
Агра давно знаменита, по мнению гида, как город Тадж-Махала, зачастую заслоняющего своим величием красоту других архитектурных памятников, созданных здесь в эпоху могольского владычества, даже Дели – тысячелетняя столица царей и императоров – не может похвастаться таким щедрым архитектурным наследием, доставшимся Агре от золотого века Великих Моголов.
Когда я увидел Тадж-Махал, то был потрясен, как будто это величественное сооружение заполнило собой весь небосвод. Воистину здесь мы обретаем гармонию с миром. Творение это самое значительное в истории индийской архитектуры.
Жемчужина мусульманского искусства
Тадж-Махал – мавзолей-мечеть на берегу реки Джамна, в двух километрах от города Агра. Этот город с 1526-го по 1707 год наряду с Дели был столицей Могольской империи. Тадж – в переводе с персидского – «венец», Махал – «дворец». То есть Тадж-Махал в буквальном смысле переводится как «величайший дворец». Построен по приказу потомка Тамерлана – падишаха империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребенка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Мавзолей по замыслу Шах-Джахана должен был стать символом красоты его усопшей супруги. Невольно вспомнились сокровенные слова великого писателя-орловца Ивана Тургенева: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Тадж-Махал (также Тадж) считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, сочетающего элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всем мире».
Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653-м. Работали 20 тысяч ремесленников и мастеров! Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 метра, на платформе, с четырьмя минаретами по углам. «Минареты слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае землетрясения не повредить ее, – сообщил гид. – Тадж-Махал включен в несколько списков как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленный в 2007 году список новых семи чудес света».
Гид Навин рассказал также об удивительных легендах: «Если войти в ворота Тадж-Махала с закрытыми глазами и открыть их сразу перед мавзолеем, будет казаться, будто он отражение в воде, а не наземное строение… Тадж – как женщина: чем ближе ты подходишь к нему, тем дальше он уходит от тебя. Но когда ты уходишь, он пойдет за тобой, как героини индийских фильмов… Он может менять две разных цветовых гаммы на закате и восходе солнца, и каждая из них содержит пять цветов… и он может приобретать пять разных оттенков синего цвета в полнолунную ночь… Тадж ответит тебе, если с ним заговорить…».
Гробница Акбарам в Сикандре
Император моголов Акбар Великий, царствовавший в период с 1556-го по 1605 год, считается одним из наиболее известных и почитаемых мусульманских правителей Индии. Поэтому его усыпальница, хоть в целом и выполнена в достаточно сдержанном спартанском стиле, но все же отличается особой роскошью в деталях. Строительство мавзолея для Акбара, согласно традиции, началось еще при его жизни. Место для размещения могилы было выбрано лично императором. После смерти правителя в 1605 году его сын Джаганхир продолжил строительство, и оно было закончено лишь в 1613-м.
Гробница находится в небольшом поселении Сикандра, в пригороде Агры, – выдающееся сооружение мусульманского зодчества. Это комплекс из двух строений. Одно из них – это сам мавзолей, а другое – огромные ворота. Соединяет их широкая мощеная дорога. Ворота Великолепия – это главный вход на территорию мавзолея. Их украшают белоснежные мраморные минареты, расположенные с четырех углов ворот. И ворота, и мавзолей выложены разноцветной плиткой, она складывается в затейливые узоры. Акустика в мавзолее великолепная. Благодаря этому феномену звуки слышны в другом конце здания. Нам бы так научиться слушать и слышать друг друга.
Интересно, что в 2008 году был создан художественный исторический фильм «Джодха и Акбар» о любви знаменитого императора и индийской принцессы.
Духовный путь
Одна из главных религий Индии – буддизм – учит тому, что необходимо идти по духовному пути. Секреты успешной жизни в понимании взаимозависимости всех явлений, в стремлении к состраданию, активности, радости, и, конечно, к благоденствию и бесстрашию, к победе над всеми внутренними ограничениями, в преодолении всех препятствий, прежде всего, мешающих чувств и жестких идей. Андрей Вознесенский утверждал: «Ищешь Индию – найдешь Америку!». Но для нас самое важное было в том, что мы побывали в Индии и открыли… Индию. А Индия, действительно, страна контрастов. Повсюду богатство соседствует с бедностью. Иногда встречалась нам чистота на дорогах и улицах, но в основном – грязь, мусор и бесконечные помойки и свалки. Верю в то, что власти этой замечательной страны сумеют преодолеть нищету и организовать наведение порядка в городах и селениях.
Нас порадовали сердечность индийцев, их общительность, трудолюбие. Они воспитывают у своих детей уважение к старшим, внушают подрастающему поколению, что их родители – это целый мир. Нас восхитил диковинный животный и растительный мир страны. Мы видели, как по крышам и карнизам домов в городах бегали обезьяны, рядом с парковкой автобусов летали зеленые попугаи, бегали бурундуки. Нас очаровали пальмы, фикусы, высокие деревья – батангоры, многочисленные магнолии, розы и жасмин.
У меня сложилось убеждение, что, когда ты идешь к Индии, то она стремится к тебе.
 Александр Бельский

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям