Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Знаковое имя орловской интеллигенции

08.02.2017
Недавно стала спрашивать у своих коллег – музейных работников, помнят ли они Михаила Ивановича Зверева. Не многие сказали, что помнят. А между тем в 1940–1980-е годы XX века его имя было хорошо известно орловской творческой интеллигенции. Был он художником в театре имени Тургенева, работал художественным редактором Орловского книжного издательства, долгие годы трудился в худфонде, оформлял экспозиции орловских музеев, занимался декоративным оформлением улиц и площадей, интерьеров общественных зданий.
 
Брат и сестра
Я узнала о Михаиле Ивановиче Звереве в 1959 году во время работы в областном краеведческом музее. В экспозиции, посвященной первой русской революции 1905–1907 годов, проводя экскурсии, всегда показывала акварель Михаила Зверева «Маевка в Андриабуже»: солнце, березки, одухотворенные лица рабочих, студентов, гимназистов… Потом познакомилась и с самим художником. Первое, что бросалось в глаза – его внешность. Михаил Иванович был не просто рыжий, а огненно-рыжий, с какой-то фантастической шевелюрой, очень выразительными глазами и обязательно с папиросой в руке. Запомнилась мне и его манера держаться – тембр голоса, предупредительность к женщине, культура общения.
Позднее я познакомилась с сестрой Зверева Елизаветой Ивановной. Она работала в кукольном театре. Сколько лет прошло, а это знакомство памятно по сей день. Маленький домик, заброшенный сад где-то на старых орловских улицах, настольная лампа, приглушенный свет и пожилая женщина с горящими черными глазами, которые как бы просвечивали тебя насквозь. В отличие от Михаила Ивановича она была брюнеткой, альбом со старыми фотографиями, воспоминания о прошедших годах… Как давно все это было! Но аура и аромат эпохи остались в памяти.
Боевые заслуги
Михаил Зверев родился в городе Грязи (теперь Липецкой области) в семье железнодорожника. У мальчика рано проявился интерес к рисованию, благо семья вскоре переехала в Орел, где впоследствии Михаил Иванович и получил специальное образование, окончив художественное училище. Чтобы лучше представить характер, привычки, взгляды Михаила Зверева, надо вспомнить эпоху, в которой ему пришлось жить. На долю того поколения выпало видеть события Октября, Гражданской войны и Великой Отечественной.
В период ВОВ он был в группе орловских художников, которые эвакуировались в Елец и организовали там большую работу, помогая в мобилизации населения на борьбу против фашизма. Они рисовали патриотические плакаты, писали лозунги на стенах домов, проводили агитационную работу, сотрудничали в «Окнах ТАСС». С 12 июня 1942 года призван в ряды Красной Армии, где в звании красноармейца прослужил художником-фотографом редакционно-издательского отделения 7-го отдела ПУ 2 Прибалтийского фронта до 1945 года. Был награжден медалью «За боевые заслуги». Из наградного листа от 20 января 1945 года: «Систематически выезжает в действующие части, где организует материалы для пропаганды среди войск противника».
Театральный художник
После демобилизации Михаил Иванович возвращается в родной город. Начинает работать в областном драмтеатре. Старые орловцы хорошо помнят, какое значение придавалось тогда посещению театра – это был источник вдохновения и размышления. «Молодая гвардия», «Первый салют», «Мадридская сталь», «Машенька»… Успех этих спектаклей зависел не только от игры замечательных актеров, но и от художника, который их оформлял. А художником был Михаил Зверев, проработавший в театре с 1945-го по 1955 год.
Вот как вспоминал об этом известный орловский писатель А.Н. Яновский: «Афиши объявили о премьере. Спектакль «Молодая гвардия» вызвал большой интерес у орловцев. Раздвинулся занавес. И перед зрителями предстало мирное, солнечное утро. Берег реки. Чарующая русская природа, тихая задушевная музыка. Настороженная тишина прорвалась аплодисментами. Кончилось первое действие спектакля. Раздались восторженные крики: «Художника!..». На сцену вышел художник театра Михаил Иванович Зверев – человек моложавый, подвижный, в военной гимнастерке. Он приветливо встряхнул пышной шевелюрой, улыбнулся».
Видела и я тогда, в давние послевоенные, этот спектакль, видела «Первый салют» и другие постановки, оформленные Зверевым. И хотя это совершенно разные спектакли по своему содержанию, художник прочувствовал их суть и сумел отразить в декорациях. Это и по сей день золотые страницы Орловского областного драмтеатра, программы которых бережно хранятся в театральном музее.
Оформитель-иллюстратор
Важным этапом, наполненным большим творческим содержанием, была работа Михаила Зверева в 1950–1960-е годы в Орловском книжном издательстве, будучи его художественным редактором. Большой вклад внес он в оформление книг орловских писателей и поэтов, столько всего проиллюстрировал... Несколько изданий выдержали любимые детские сказки. Держу в руках сказки Орловского книжного издательства 1963 года. Веселая, красивая обложка. Черные, красные, желтые, белые тона. На титульной странице надпись: «Рисунки М. Зверева». Вот рассказ «Зайкина избушка» – плачущий заяц и хитрая лиса, маленькая испуганная собака, старый медведь и горластый петух, который и победил лису. И добрый кот из сказки «Кот, петух и лиса». И задорный петух из сказки «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка». И Иван-царевич, и сестрица Аленушка… От всего исходит аура доброты и спокойствия.
Одна из первых книг, которая была сделана Михаилом Ивановичем и хранится в библиотеке областного краеведческого музея, датирована еще 1949 годом – это «Молодость» писателя-орловца С.Р. Леонова. Она посвящена событиям Гражданской войны, революционным преобразованиям. Художник использует сдержанные тона, на мой взгляд, хорошо соответствующие изображенному писателем материалу. Обложка серо-синего цвета, строчащий из пулемета боец и девушка с винтовкой. Особенно выразительно дана художником картина раскулачивания. Сразу чувствуешь, что художник мог видеть это своими глазами. Он и был свидетелем эпохи.
Обращает внимание сборник «На родной земле» издательства «Орловская правда» 1956 года (редактор Л.Н. Афонин). Среди авторов – И. Иванов, А. Яновский, Е. Горбов… Страницы пожелтели, но обложка, сделанная М.И. Зверевым, жива: нежные охристые тона, деревья и дали… Действительно, Орловщина. Среди многочисленных изданий, хранящихся в музее и любезно предоставленных заведующей библиотекой Л.А. Яновской, и путеводитель «Город Орел» 1960 года издания. Как мне думается, самый верный путеводитель времен нашей молодости, редактором его была незабвенная З.Я Сидельникова. А обложка, сделанная Зверевым, и по сей день вне конкуренции. Некошнов, Катанов, Логутков, Яновский, Солдатов, Минаев, Блюмкин – всех их профессионально поддерживал М.И. Зверев. Он выступил в качестве художественного редактора и при издании книги А. Макашова, Г. Соловьева «Мценск» (1959 год). Особенно хочу подчеркнуть познавательные, я бы даже сказала историко-ностальгические рисунки раздела «Мценские литературные места». Вот подпись: «Дорога на музей-усадьбу И.С. Тургенева, отходящая от автотрассы. Одинокий автобус и указатель. Флигель изгнанника (с подписью: «Дом-музей И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове»), фото посетителей-одиночек».
С любовью к Тургеневу
Михаил Иванович внес свой вклад в тургеневскую тематику. Это особенно надо вспомнить сейчас, в период подготовки к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича. Тогда, готовясь к 150-летию писателя, Зверев был автором красочных линогравюр «По тургеневским местам». Они экспонировались в школах, домах культуры и даже в любимом всеми фирменном поезде «Орел». Пожалуй, тогда я впервые и увидела их. Все было в новинку.
В фондах музея Ивана Сергеевича Тургенева хранятся некоторые экземпляры из этой популярной в свое время серии, проникнутые любовью к тургеневскому краю и орловской природе. Всем хорошо известный «Дуб И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове», «Уголок в парке», «Флигель в Спасском». А вот и Тургеневский бережок в городском саду в Орле. Хорошо узнаваемая и любимая сине-белая беседка. Поступили эти работы в музей еще в 1983 году, написаны в 1968-м.
В 1970–1980-е годы, несмотря на пенсионный возраст, Михаил Иванович много трудился как художник-оформитель в мастерских худфонда. В союзе с другими художниками – Н. Тюриным, В. Перепелицей, М. Довнаровичем – оформлял многие орловские музеи, общественные здания, принимал активное участие в жизни своей организации. Вспоминаю Михаила Ивановича на демонстрациях, собраниях, юбилеях, как редактора стенной газеты художников. Он всегда был заметен, почитаем и любим.
Хорошо сложилась у Михаила Ивановича и личная жизнь. Его жена Наталья Алексеевна была музыкальным работником, дочь Инна Михайловна и внучка Татьяна Михайловна – преподаватели пения. Семья Зверевых была в родстве с известной поэтессой Е.А. Благининой, с семьей Л.Н. Афонина.
Дожил Михаил Зверев до 80 лет и умер, окруженный вниманием родных и близких.
 Нина Кирилловская

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям