Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вот чего бойся

Злополучные орловские МУПы

01.05.2017
В конце прошлой недели в МУП «Зеленстрой» прошло собрание коллектива. На нем труженики объявили о приостановке работы до выплаты им заработной платы: персонал находящегося на грани банкротства предприятия не получал заработанное больше трех месяцев. Задолженность на сегодня составила четыре миллиона рублей. В целом долги МУПа достигли 32,4 миллиона рублей. Как итог на предприятии уже отключили газ и свет, на часть техники и все недвижимое имущество наложили арест. Спасти или банкротить «Зеленстрой»? Этим вопросом задались депутаты горсовета Орла.
 
Под сокращение
Судьбу «Зеленстроя» народные избранники обсуждают не первый месяц. Напомню, этот вопрос депутаты рассматривали в феврале, но не увидели четкого и действенного плана по выводу предприятия из кризиса. Причина – в отсутствии полной ясности экономической ситуации «Зеленстроя». Тогда администрации Орла дали время на формирование предложений на основе ревизии КСП областного центра, которую обещали закончить к марту.
«Предприятие отвечает всем признакам банкротства. Ясно, что МУП своими силами из кризиса не выберется», – единственное, до чего тогда договорились депутаты.
Спустя фактически два месяца ситуация так и не прояснилась. Банкротить или спасать муниципальное предприятие, покрыв долги за счет бюджета? Ответить на этот вопрос здесь и сейчас народные избранники так и не смогли. Правда, идей по финансовому оздоровлению озвучили много. И главная из них стара как мир – сократить половину персонала.
– При неизменном объеме выполняемых работ фонд оплаты труда будет уменьшен на 900 тысяч рублей ежемесячно. В настоящее время эта сумма составляет 2,6 млн рублей. Нужно ввести изменения в систему оплаты труда с повременной на сдельно-премиальную. Экономический эффект составит не менее 300 тысяч рублей ежемесячно, – прозвучало на заседании комитета.
Также было предложено продать неиспользуемую технику за два миллиона рублей, сэкономив при этом на ГСМ еще 200 тысяч. Раздумывали депутаты и над продажей объектов недвижимости, в том числе зданий и трех нерентабельных магазинов. Предполагаемая выручка, по подсчетам, составит 15 миллионов.
– Это песня о трех китах: коллектив, магазины и производственный комплекс. Магазины продаем – целую веху убираем, коллектив остается под ударом. Все объемы сжимаются. Я не услышал возможные последствия, исходя из программы оздоровления, – резко возразил вице-спикер горсовета Владимир Букалов.
Тогда часть депутатов во главе с Олегом Карпиковым (который так и не спас завод «ОРЛЭКС», вопреки заявленным обещаниям) предложила создать новый МУП с передачей ему имущества, обанкротив существующий.
– Если мы примем решение изымать имущество, то выходит, что мы умышленно толкаем МУП в банкротство. Можно объединить «Зеленстрой» со «Спецавтобазой», – таким увидел спасение предприятия Андрей Усиков, глава администрации Орла.
После жарких обсуждений депутатский корпус принял решение ничего не предпринимать, а дождаться итогов проверки КСП Орла.
Неэффективное управление
Пока депутаты ждут отчетов, аудиторы по итогам прошлого года уже оценили деятельность МУП «Зеленстрой». В частности, в отчете орловской КСП сказано, что предприятие «осуществляло деятельность по оказанию услуг управляющей организации и ведению бухгалтерского учета в ОАО «Зеленый город», не соответствующую целям его создания и не предусмотренную уставом. Напомню, из-за финансовых проблем из МУП «Совхоз «Коммунальник» были выделены новые структуры – «Зеленстрой» и «Зеленый город»
Установлено также, что в нарушение действующего законодательства без решения собственника в аренду «Зеленому городу» передано муниципальное имущество, закрепленное за «Зеленстроем». Договоры аренды заключены без проведения конкурса или аукциона.
При этом ОАО не полностью и несвоевременно оплачивало арендную плату и работу субподрядчика – МУПа. Сам же «Зеленстрой» не воспользовался правом взыскания с «Зеленого города» процентов за пользование чужими денежными средствами, что привело к занижению чистой прибыли предприятия.
Как не раз отмечали сотрудники городской контрольно-счетной палаты, если бы «Зеленстрой» использовал все ресурсы, как минимум долгов было бы в разы меньше. Впрочем, проблемы есть не только у муниципальных предприятий, работающих в сфере озеленения Орла. Далеко не уехали от «Зеленстроя» и транспортники.
Путь в никуда
На днях арбитражный суд Орловской области принял иск налоговой службы о признании ПАТП-1 банкротом. Как сказано в заявлении, предприятие задолжало свыше 30 миллионов.
Кроме того, по словам Андрея Митина, в 2017 году возглавившего этот МУП, с 2015-го перевозчик не платит пенсионные взносы. Имеются и долги по зарплате свыше трех миллионов рублей. Компенсацию за труд работники получили в последний раз аж в минувшем ноябре. Отмечу, что здесь после сокращений (в феврале уволили главного механика и главного инженера, руководителей отдела кадров и службы безопасности, львиную долю слесарей) трудятся 155 человек. Из них 63 – водители, 92 человека – иные работники. Всего в настоящее время кредиторская задолженность предприятия составляет 55,6 миллиона рублей.
С каждым годом из-за снижения пассажиропотока доходная часть ПАТП-1 падает. Финансово оздоровить муниципальное предприятие Андрей Митин планировал за счет покупки 75 новых автобусов. Однако антимонопольщики заблокировали сделку из-за многомиллионных долгов МУПа. А также из-за непредоставления муниципалитетом финансовой гарантии.
К слову сказать, в период с 2012-го по 2016 год на предприятии было 44 автобуса, из которых новых лишь четыре. Всего в областном центре на маршрутах работает 340 автобусов, из них только 20(!) – автобусы ПАТП-1.
– Получается, что предыдущие руководители (Виктор Павлюк покинул пост в начале этого года. – Прим. ред.) не несут ответственности за то, что происходит потом с предприятиями, – резюмировал Василий Новиков, мэр Орла. И добавил: – Пора прекращать порочную практику частой смены руководителей муниципальных предприятий. Это путь в никуда, он ведет к всеобщей безответственности.
Рассуждая о дальнейшей деятельности МУПа, Андрей Усиков не исключил его ликвидацию. А представители УМИЗ предложили такие варианты, как продажа имущества или присоединение к МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». В разумности этой идеи некоторые депутаты усомнились. И вот по какой причине.
Напомню, в прошлом номере «ОВ» сообщил о том, что ООО «Орловский энергосбыт» расторгло контракт с трамвайно-троллейбусным предприятием, серьезно задолжавшим за потребленную электроэнергию, и обратилось в суд с требованием взыскать с ТТП Орла 17 888 316 рублей.
А ну их в концессию?
Так уж вышло, что проблемы с муниципальными предприятиями испытывают не только власти Орла. Трудности того же муниципального транспорта начались не сегодня и не вчера. Опыт областного центра и других регионов наглядно показывает, что расщепление МУПов на новые структуры, их банкротство не приносит должного результата. Ответ на вопрос, как быть и что делать, нашли в Дзержинске Нижегородской области еще в 2006 году. Об этом писал, в частности, портал reporter-dz.ru. Вкратце история такова.
Подвижной состав МУП «Экспресс» не обновлялся почти десять лет и безнадежно устарел. Денег на покупку новых единиц транспорта не было. Компенсацию за перевозку льготников муниципальный транспорт не получал. Дзержинская администрация подготовилась к «похоронам» муниципального транспорта. Ситуация казалась безвыходной. Долги перед поставщиками росли, с частниками конкурировать было невозможно. Тогда мэр Дзержинска Виктор Портнов сделал две простые вещи. Во-первых, выделил деньги «Экспрессу» из бюджета, но не на текущее содержание, а на закупку нового подвижного состава. И в город впервые за 15 лет пришли новые троллейбусы и автобусы. Во-вторых, он дал команду юристам администрации Нижегородской области взыскать деньги за неоплаченные предприятию затраты по перевозу льготников. Были выиграны суды на сотни миллионов рублей. Под эти деньги была разработана и реализована программа обновления муниципального транспорта. В общей сложности за четыре года парк техники был обновлен на 60 процентов.
Этот пусть давний, но показательный пример несет в себе, думается, весьма здравую идею. Убыточность муниципальных предприятий приходится принимать как данность. Но это не значит, что их нужно бросить. Ведь они на то и муниципальные: в конечном итоге именно руководство города должно чувствовать, а самое главное – в критический момент (который и наступил в Орле сегодня) брать ответственность за их судьбу. Принимая волевые решения и вкладывая бюджетные деньги.
Тем временем
Оплату труда руководителей, замов и главных бухгалтеров муниципальных предприятий хотят поставить в зависимость от результатов деятельности компании. «Существующий порядок позволяет директору муниципального предприятия, работающему с убытками, получать премии. В новом положении премирование зависит от финансового результата деятельности предприятия», – пояснил заместитель председателя горсовета Владимир Негин. Депутаты рекомендовали мэру Орла внести вопрос принятия положения в основную повестку заседания Орловского городского Совета, которое состоится 27 апреля.
Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям