Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Привет горячий

Злободневная классика: открытия сезона

16.10.2012

Завершилась пора летнего театрального затишья. И уже совсем скоро соскучившимся зрителям предстоит вновь окунуться в загадочный мир тургеневской сцены. О том, какие сюрпризы приготовил Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева свом поклонникам в новом сезоне и какими ожиданиями полон сам, – в интервью художественного руководителя театра Бориса Голубицкого.

Подсказка Тургенева

– Борис Наумович, через несколько дней открывается 198-й театральный сезон. Каким он станет?

– Мы движемся к 200-летию театра. И, вольно или невольно, получается, что каждый наш сезон отмечен чем-то особенным. Предыдущий театральный год стал годом выпуска нашей третьей театральной студии Санкт-Петербургской академии. Почти месяц мы были в Петербурге, играли на сцене Учебного театра на Моховой «Шутников» и «Пеппи Длинныйчулок». Затем ребята с успехом сдали госэкзамены. Трое из девяти выпускников получили дипломы с отличием, семеро зачислены в труппу театра. Это очень важное для нас пополнение. Театр сегодня на две трети состоит из молодых актеров. Все это создает много замечательных возможностей, и мы их используем. Вот, к примеру, дипломный спектакль студии «Шутники» по пьесе Александра Островского, которым, кстати, мы открываем новый театральный сезон, строится по особому принципу: в центре – мастер, а вокруг него – молодежь. Очень хороший принцип, полностью себя оправдывающий.

- А какие еще премьеры увидят орловские зрители до конца года?

- Буквально через несколько дней после открытия состоится премьера спектакля «Единственный наследник» по пьесе французского комедиографа Жана Франсуа Реньяра. Над этой постановкой мы работали летом. Правда, первый показ спектакля прошел не на орловской сцене. В конце сентября Курский театр праздновал 220-летие. Мы были приглашены. И в праздничную неделю сыграли реньяровскую премьеру, которую очень тепло встретили зрители.

Я уже неоднократно говорил, что в выборе того или иного литературного материала для постановки нам помогает Иван Сергеевич Тургенев, имя которого с гордостью носит театр. Сборник пьес Реньяра был в библиотеке Спасского, возможно, этого автора ставили на сцене театра в имении, и Тургенев еще ребенком мог видеть эти спектакли или читать самого Реньяра. Кроме того, Иван Сергеевич обожал Мольера, последователем которого является французский комедиограф. Так что на нашей сцене этот автор появился не случайно. К тому же, он необычайно современен. В спектакле речь идет о наследстве. Старик, решивший составить завещание, не имеет прямых наследников. И чтобы понять, кто должен получить его состояние, устраивает возможным претендентам непростые испытания. В этих ситуациях люди полностью раскрываются. Эта двойная коллизия – с одной стороны, испытующий, а с другой – испытуемые – дает очень интересный эффект. И классическая пьеса становится по-настоящему злободневной.

– В этом спектакле вы придерживаетесь того же принципа – мастер в окружении молодых актеров?

– Совершенно верно. В центральной роли в этой постановке занят заслуженный артист России Николай Евгеньевич Чупров, а вокруг него – актеры среднего и молодого поколений.

Возвращаясь к открытию сезона… Очень хотелось бы мощно и широко его провести, чтобы весь театр был превращен в игровую площадку. Не буду раскрывать все секреты, но могу сказать, что на каждой сцене непременно будет происходить что-то интересное.  Надеюсь, получится настоящий праздник и для нас, и, конечно, для зрителя.

Ремонт не сорвет юбилей

– Мы говорили о Реньяре. Но, судя по всему, это не последняя премьера сезона…

– Безусловно. Уже сейчас идут репетиции нового спектакля в постановке известного петербургского режиссера Анатолия Морозова. Это комедия Марка Камолетти «Ужин по-французски». Оформляет спектакль сценограф с мировым именем Ирина Бируля, которая уже не раз сотрудничала с нашим театром. Премьера планируется на середину ноября. А в декабре, как всегда, появится спектакль для наших юных зрителей. На сей раз это будет «Алиса в стране чудес» в постановке петербургского режиссера Марии Александровой, сценограф – вновь Ирина Бируля.

Это то, что мы запланировали до нового года. А после новогодних праздников ситуация может несколько осложниться. Дело в том, что на этот период в театре намечен ремонт. Обещают даже реконструкцию в рамках средств, выделенных по программе подготовки к празднованию 450-летия Орла. Правда, денег дают немного, и поэтому рассчитывать на серьезные преобразования, я думаю, вряд ли возможно. Хотя ремонт в театре фактически не делался уже 37 лет. 

Так или иначе, планы мы пытаемся строить. В январе, например, мы очень рассчитываем отметить 150-летие со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Мы считаем себя его верными последователями и очень хотели бы провести театральную неделю, посвященную этому юбилею.

– Что же это будет за неделя?

– В первую очередь, цикл классических спектаклей, выступления наших артистов... Конечно, по-хорошему нужно было бы организовать фестиваль, посвященный этой выдающейся дате. Но денег на это нет...

И вновь о фестивале…

– Когда-то ваш театр завел интересную и важную традицию – проводить театральный фестиваль «Русская классика», посвященный нашему великому земляку Ивану Сергеевичу Тургеневу. Но в последнее время эта идея не находит поддержки у региональных властей. Изменилось ли что-то? Можно ли ждать чудесного возвращения фестиваля на орловскую сцену в этом театральном году?

– Не знаю. Пока не ясно. Сейчас в плане департамента культуры он значится. Но проведение фестиваля было и в планах прошлого года. Мы подготовились, сговорились со многими замечательными театрами России и зарубежья. Однако в последний момент денег нам не дали. Пришлось извиняться перед театрами. Единственное, что нам с областным управлением культуры удалось тогда сделать – привезти в Орел московский ТЮЗ со спектаклем «Скрипка Ротшильда». Министерство культуры выделило на это средства. Словом, обидно.

Сейчас у нас есть замысел как минимум трех фестивалей: того, который готовился – «Русская классика. После Тургенева», фестиваля, который мы бы хотели провести в свой юбилейный год – «Русская классика. Золотой век», и фестиваля, посвященного уже тургеневскому юбилею – «Тургенев и современники». Но ситуация упирается в проблему финансирования. И, еще раз повторю, будет ли она решена, неизвестно. Сомнений в этом все больше.

Ольга Солнцева, фото Сергея Чупахина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям