Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьера

Жизнь без любви

01.02.2014

Орловский академический театр имени И.С. Тургенева показал новый спектакль «Королева красоты» по пьесе известного современного английского драматурга ирландца Мартина МакДонаха. Режиссер – Линас Зайкаускас (Уфа). Сценография Маргариты Мисюковой (Уфа). Режиссер видеоряда – Аркадий Черкашин. Музыкальная драматургия: Марианна Иванова (вокал), Наталья Михайлина (гитара), Наталья Шурыгина (скрипка).

 

Автор пьесы

Уроженец Лондона Мартин МакДонах (1970) рос в семье, жившей за чертой бедности. Родители уехали в Ирландию, а братья Джон и Мартин, совсем молодые, остались в английской столице. Джон пытался стать писателем. Мартин пошел по его стопам. В 1997 году именно к 27-летнему Мартину пришел успех после первой постановки «Королевы красоты». Пьеса была написана им за год до сценического дебюта всего за… восемь дней. Сейчас МакДонах считается культовым драматургом. Спектакли по его пьесам идут в Америке, Европе, России.

Меня недавно спросили: популярность МакДонаха – дань моде? Безусловно, нет. Здесь мы находим глубокий психологизм взаимоотношений между персонажами его пьес, мистическую связку людской любви с ненавистью, доброты с ожесточением, пессимизма с надеждами на лучшее. Наверное, именно поэтому семейные драмы, трагедии и трагифарсы драматургических шедевров МакДонаха востребованы зрителями во многих странах мира. Более того, все, о чем пишет МакДонах, особенно близко россиянам. Отечественные специалисты по западно-европейской драматургии считают его чуть ли не «русским» автором. А некоторые критики сравнивают с Достоевским. В инфернальности (роке), пронизывающем каждую сцену в пьесах этого знаменитого на весь мир автора, действительно, чувствуется родной нам «русский акцент».

 

Цвет рока

Он черно-белый. Цветовой разлив радуги отменяется, когда добро и зло или резко противопоставлены друг другу, или существуют в неразрывном единстве, как, например, в пьесе «Королева красоты». Вот и на сцене – интерьер коттеджа в маленьком ирландском городке Линейл сплошь черно-белый. Стена кухни, камин, газовая плита, стол, кочерга с угольной лопатой – все выглядит как на графическом листе. Иногда в камине вспыхивает красный огонек, когда мамаша Мэг жжет письма поклонника ее дочери. Костюмы героев спектакля тоже черно-белых тонов.

У Мэг с Морин – состояние позиционной войны. Сорокалетняя одинокая Морин (некрасивая, по авторской ремарке) всю жизнь ожесточенно ухаживает за вечно болеющей семидесятилетней мамой-суперэгоисткой, полностью «съевшей» юность и зрелые годы дочери. Терпеть ее не может и одновременно жалеет (очень по-русски, кстати).

 

Актеры

В том актерском составе, который мне довелось посмотреть, заслуженная артистка России Татьяна Симоненко (Мэг) и Вероника Иванова (Морин) будто бы погружены в «роковую плазму» взаимных претензий, упреков, раздражения… Весь набор негативных чувств. Мэг криклива, требовательна, неряшлива. Не только Морин, но и автор этих строк почувствовал, что начинает тихо ненавидеть эту кошмарную бабульку. В то же время… невольно становится смешно, когда Мэг выливает в кухонную раковину содержимое своего ночного горшка. Или неистово спорит с дочерью. Или украдкой читает не ей предназначенное письмо. У Вероники Ивановой (в противоречие ремарке – красивой) более мягкий стиль поведения на сцене, но и она следует канонам трагифарса, где позволителен некоторый «пережим» эмоций, соединение смешного с драматическим. Так и играет – в этой двуединости. Морин совершает чудовищные поступки, унижая надоевшую ей мамашу, вплоть до рукоприкладства. Но зрительская антипатия к ней не возникает. У героини Вероники Ивановой на сцене проявляются сильный характер, воля, стремление поменять свою жизнь, и в то же время она беззащитна перед истовым материнским волюнтаризмом. Образ сложный, многомерный, осваивается артисткой во всех ипостасях – от глубокой драмы до фарса.

У кого-то, знакомого с пьесой, может вызвать сомнение выбор жанра спектакля. По тексту – пьеса драматична, с явным элементом трагедии, но… Именно трагифарс избавляет спектакль от тяжеловесности прописанных в тексте реалий физиологизма, а также от безысходной тоски, в которой существуют все персонажи.

Воплощать на сцене именно этот жанр призван и талантливый артист Виктор Межевикин (Пато, возлюбленный Морин). Его герой, чья жизнь также не задалась, смешон и в тоже время вызывает сочувствие именно в любовных эпизодах, поставленных режиссером и отыгранных артистом со всем набором комедийно-фарсовых приемов. А во втором акте Пато на авансцене читает письмо, адресованное Морин, которое пишет в Лондоне, где он постоянно работает. Здесь фарс уходит на задний план. Перед нашими глазами разворачивается всем понятная, многими пережитая драма несостоявшегося личного счастья, желанного теперь, а не в отдаленном будущем.

«Королева красоты» – сценическое произведение о жизни без любви. Отсутствие любви в бытие человека – разве не рок? Им отмечен также юный Рэй, младший брат Пато (Сергей Евдокимов) – неприкаянная душа, которую молодой артист обнажает перед зрительным залом весьма откровенно, не стесняясь быть и смешным, и вызывающим драматическое сопереживание.

 

Видео и музыка

Под потолком кухни, где разворачиваются события, экран. На нем кадры видов Ирландии, летающих в свободном небе самолетов, фрагментов конкурсов красоты с умопомрачительно интересными девушками, городских пейзажей европейских населенных пунктов, поездов с сидячими евровагонами. Среда, недоступная для задавленной линейловским бытом Морин. Наверное, все это ей снится одинокими ночами.

На театральном балконе – трио. Каким-то непостижимым образом актриса театра имени И.С. Тургенева Марианна Иванова сумела проникнуться духом ирландских песен. Грустные и светлые в своей мелодической основе, они пропеваются исполнительницей так, будто бы она всегда живет в них. Теплота, лиричность компенсируют отсутствие сильного голоса, но здесь он и не нужен. В этих песнях слышится тоска по любви, душевному уюту, которых нет у Морин, Пато и Рэя. Скрипачка Наталья Шурыгина и гитаристка Наталья Михайлина аккомпанируют вокалистке с таким же эмоциональным настроем.

 

Жесткий финал

Контрапунктивный по отношению к музыке. После чудовищных манипуляций над своей мамочкой Морин у Вероники Ивановой фарсово-издевательски, со скучающим видом ставит ногу на распростертое на полу кухни тело Мэг. У МакДонаха финал иной: Мэг покидает родной дом, уходя в неизвестность. В спектакле – остается в коттедже наедине со своей незадавшейся судьбой.

 

Мини-послесловие

Зрители театра «Свободное пространство», где шел спектакль, чутко реагировали на то, что происходило на сцене. Сочувственно улыбались или откровенно смеялись там, где было необходимо. Молчали, сопереживая макдонаховским героям в моменты напряжения действия и эмоций. А после финала аплодировали стоя.

«Бездомный» академический театр (капитальный ремонт здания продолжается) ценой невероятных усилий выпускает спектакли. На очереди премьера «Костюмер» по пьесе английского классика, драматурга XX века Роберта Харвуда (режиссер Александр Михайлов), постановка спектакля по пьесе современного российского драматурга Владимира Жеребцова «Пикничок» – в режиссуре художественного руководителя театра Игоря Черкашина. Сегодня этот коллектив особо нуждается в нашей с вами дружеской поддержке и участии. Вот и будем такими друзьями театру, который стоит у порога своего 200-летнего юбилея.

 Виктор Евграфов, фото Петра Мусатова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям