Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Слово и дело

Живой пейзаж старинных улиц

30.04.2016

На книжной полке краеведов появилось новое издание – «Архитектура Орла конца XVIII – начала XX веков и проблема охраны исторического архитектурного наследия города». Автор – молодой искусствовед, преподаватель Орловского художественного училища Алена Михайловна Ставцева. Будучи выпускницей ОХУ 2004 года, она продолжила образование в Санкт-Петербургском академическом университете живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который успешно окончила в 2013 году. В основу научного исследования положена дипломная работа автора. Книга подготовлена к печати при поддержке Общероссийской ассоциации искусствоведов и художественных критиков (АИС, г. Москва).

Новый взгляд на Орел

Выход в свет данной монографии накануне 450-летия Орла символичен, это своеобразный подарок городу. А.М. Ставцева является членом Общественного совета по сохранению историко-культурного и природного наследия Орловской области и считает, что изучение памятников архитектуры – важная составляющая исторической и общечеловеческой памяти. Автор отмечает, что разговор об архитектурном наследии края сегодня крайне актуален. Внимание граждан и особенно молодежи направлено на изучение своей малой родины, в Интернете появляются тысячи фотоснимков с видами городов, разворачиваются дискуссии по проблемам охраны и реконструкции. И, конечно, не все задаваемые на «форумах» вопросы (а их очень много) имеют ответы…

Об Орле писали историки-краеведы прошлых веков, современные архитекторы и ученые, в последнее десятилетие выпущены подарочные альбомы с богатой полиграфией. Монография А.М. Ставцевой во многом отличается от ранее изданного. Эта небольшая по объему, скромно изданная книга дает совершенно новый взгляд на Орел и его архитектуру. Впервые делается упор на стилевую эволюцию, показаны последовательно сменявшиеся направления: классицизм, эклектика и модерн, дается сравнение с зарождением архитектурных стилей в столицах и отражением веяний в провинции, делается искусствоведческий анализ отдельных зданий-памятников. Рассказывается об эволюции планировочной структуры Орла, памятниках классицизма и связанной с ними пространственной организации ансамблей площадей, памятниках переходного периода от классицизма к эклектике 1860–1890-х годов, о разнообразных «неостилях» и ярких образцах модерна.

Книга снабжена научно-справочным аппаратом: таблицей современных и старых названий улиц, указателем архитектурных объектов, большим количеством иллюстраций, в том числе авторскими фотографиями, воспроизведенными в цвете. Все это результат кропотливого труда по изучению архивных источников, натурного обследования памятников. Непросто обстояло дело с идентификацией каждой отдельной постройки применительно к стадиальному этапу данного стиля, установлением авторства архитектора. Несмотря на свой научный характер, книга не перегружена специальными терминами, читается легко и увлекает с первой страницы.

Об архитектурных стилях

Подробно рассматриваются более ста сохранившихся памятников архитектуры Орла, в том числе памятники деревянного зодчества как часть городской застройки и ценные образчики конкретного архитектурного стиля. Читатель по-новому открывает для себя красоту старинных зданий, оригинальные приемы талантливых архитекторов. Автор с огромным вниманием к деталям дает искусствоведческий анализ каждого строения, например, часовни-ротонды церкви Святого Архангела Михаила (архитектор Н. Е. Ефимов, 1801 г.). А ведь это небольшое по объему здание, примелькавшееся для глаза и скромно стоящее в стороне от храма, единственное центрическое сооружение классицизма в Орле. Интересны все архитектурные детали этого здания: колонны, завершение кровли, обрамление портала входа, белокаменные ступени с закруглениями.

Так же доходчиво и убедительно автор рассказывает о других известных зданиях, подчеркивая их стилистическую ценность и важную роль в городской среде: зданиях бывшего магистрата, бывшей духовной семинарии, домах купцов Авилова, Апполонова, Перелыгиных. Сельчуковых, Калашниковых, здании бывшего акцизного управления, доме Фомичевых и многих других. Перед читателем предстает Орел купеческий, мещанский и торговый, Орел дворянский, Орел православный, город «кирпичного» стиля и деревянных особняков, город мостов и мостовых, город церквей и колоколен, город как яркое воплощение разных архитектурных стилей и технических идей.

Особое внимание автор уделяет развитию стиля эклектика, стиля «умного выбора», дающего архитектору полную свободу придавать архитектурному сооружению различные образы: русского терема, венецианского палаццо или средневекового замка: «… Эклектика и модерн принесли с собой новый взгляд на архитектурное сооружение как на проявление индивидуальных чаяний отдельного человека. Эстетика историзма эклектики создавала игру контрастов в архитектуре». Эклектика господствовала в архитектуре в последней трети XIX – начале XX веков. Основная часть сохранившихся в Орле зданий принадлежит этому стилю: банк, Торговые ряды, здание бывшей синагоги, несохранившееся здание башни Похвалинского, ряд православных храмов. Искусствовед делает интересные открытия. Одно из них в том, что архитектурные стили выражены и в деревянном зодчестве. Например, редко встречаются имитации в дереве руста, угловых филенок, колонн, свойственных классицизму. Такие интересные дома стоят на Курских улицах, Октябрьской, Карачевской, Пушкина, Пушкарной.

Очень важная книга

Значение книги прежде всего в том, что она, по сути, является опорным документом для современных градостроителей, которые должны принимать во внимание существование исторических архитектурных памятников. Снова и снова поднимается проблема сохранения бесценного градостроительного наследия города и области. Многим зданиям грозит разрушение и даже снос. Такова печальная участь всем известного двухэтажного дома с лепным украшением за Красным мостом (улица Гостиная, 1). Автор пишет: «… С каждым годом наблюдается ухудшение состояния памятников архитектуры. Их уничтожение за последнее десятилетие превысило все предшествующие показатели. Бездействие властей в этой области, а точнее сказать, их активная коммерческая заинтересованность в захвате новых городских территорий, политика игнорирования мнения населения шокируют своим кощунством и бездушностью. Многочисленные митинги и акции протеста граждан против сноса памятников архитектуры остаются без ответа… Хотя неоспоримым является сам факт активного вмешательства населения, его культурной и мыслящей части в движение по защите памятников архитектуры края».

Презентация книги состоялась недавно на лектории «прогульщиков» в обществе «Знание» (руководитель Орловского областного отдела российского общества «Знание» – Т.М. Кононыгина). Тематические встречи клуба проходят в рамках проекта «Любимый город Орел, я тебя знаю» и посвящены приближающемуся 450-летию нашего города. Общественное движение энтузиастов, людей неравнодушных к судьбам архитектурных памятников нашего города, объединяет представителей культурной и творческой интеллигенции – художников, архитекторов, учителей. К нему примыкают все новые творческие и интеллектуальные силы. В живом общении рождаются новые идеи. Пожелаем автору книги «Архитектура Орла конца XIX – начала XX века» новых творческих свершений и новых интересных книг о нашем городе.

Наталья Петрованова, фото Владимира Левитского

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям