Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Машина времени

Живая легенда

27.11.2012

Впервые в Орле представлены полотна самого коммерчески успешного и известного художника современной России Никаса Сафронова. Профессор, академик, обладатель многочисленных российских и зарубежных наград творчески плодовит и стилистически разнообразен. Количество его работ исчисляется уже тысячами, а творческий диапазон простирается от иконописи до сюрреализма.

Основная часть картин Никаса Сафронова находится за рубежом в частных собраниях и в музеях Западной Европы и Америки. Около девятисот  картин куплено западными коллекционерами, а одна из богатейших коллекций принадлежит Софи Лорен – музе и модели  художника. Словом, Сафронов – «живая легенда», и это не простые слова, а почетное звание, присужденное ему биографическим центром Кембриджа. Теперь и у нас, соотечественников  художника, появилась уникальная возможность познакомиться с его творчеством, которое широко представлено на выставке, а заодно попробовать вычислить секрет ошеломляющего успеха мастера.

Вы прекрасны, спору нет!

Открывается выставка  портретной галереей знаковых людей эпохи из серии «Река времени». Тут и Софи Лорен, и Пьер Ришар, и Леонардо ди Каприо, и многие другие, кто также заслуженно претендует на легендарный статус. Работы выполнены на высоком художественном уровне. Радует глаз блистательная техника Сафронова, которую он долгие годы оттачивал, изучая произведения признанных мастеров Италии, Голландии, Франции и России.

Есть в портретах и нечто особенное, общее для всех – это комплиментарное отношение художника к своей модели. Мастер вдохновляется масштабом личности портретируемого, старается максимально подчеркнуть уникальные особенности и позитивные стороны натуры. Взгляните  в глаза людей на портретах – они лучатся внутренним светом, лица открыты, красивы и телесно, и духовно. Это совершенные, гармоничные личности.

Художник  специально добивается такого впечатления, акцентируя внимание  исключительно на лучших качествах. Никас  называет  свои работы «ангелами-хранителями», веря, что та добрая энергетика, которую он старался привнести в изображение, с тех пор будет неизменно сопутствовать человеку. И в этом жанре равных  Сафронову нет. Неслучайно его картинами обзавелись Элтон Джон, Роберт де Ниро и многие другие селебрити, альбом его репродукций полистывает королева Виктория, а президенты разных стран выстроились в очередь «нарисоваться».

Воображариум Никаса

Переходя в следующий зал, зритель попадает в театрализованный мир фантазий и сюрреалистических аллюзий художника. Вот крохотный смешной дирижаблик чудесным образом вплывает в рай детства, пробираясь сквозь таинственную заводь густых трав, а тут хитро прищуриваются обольстительные женщины-кошки, из картины в картину порхают прелестные девушки-бабочки, а там солидный респектабельный Биг-Бен примеряет соломенную шляпку английской королевы. 

Сюрреалистические картины составили славу Никасу Сафронову не меньше, чем его портреты. На Западе его даже именовали «русским Дали». Действительно, влияние гениального испанца на творчество Сафронова велико. Еще бы! Дали – один из величайших и умнейших художников нашего времени. Сальвадор Дали и Пабло Пикассо – это, по сути, два главных вектора развития искусства XX века.

Никас не скрывает своего восхищения   великим Дали, хотя замечает, что у него иной путь. В провокационной работе на грани китча «Улыбка Дали. Воспоминания о Леонардо» художник играет с известнейшими образами высокого искусства, создавая остроумную метафору преемственности  в живописи и взаимовлияния одного художника на другого.

На картине изображена прославленная Мона Лиза, на лице которой зритель, к своему удивлению, обнаруживает лихие далианские усики, а в руке – палитру и живописные кисти. На столике перед экстравагантной дамой лежит исписанная тетрадь и перо. Зато улыбка все та же – мягкая, спокойная и бесконечно загадочная.

Что хотел сказать художник этим образом? Видимо, то,  что  Дали, как и его полотна, его литературные сочинения – загадка не меньшая, чем улыбка таинственной Джоконды. И глубоко не правы те, кто пытается поверхностно и предвзято судить о такой мистической субстанции. как творения гения. Не забудем и то, что Дали тоже высоко ценил старых мастеров, в особенности Яна Вермеера и  Леонардо да Винчи. В работах Дали отчетливо прослеживается влияние величайшего гения Возрождения.

Если же мы примем в расчет, что кумиром юности Никаса (будущего «русского Дали») был тот же непревзойденный Леонардо, тогда еще отчетливей увидим всю паутинку взаимосвязанных смыслов, зашифрованных на картине. Впрочем, Никас был отнюдь не первым, кто экспериментировал с изображением Джоконды: Марсель Дюшан и Филипп Хэлсман сделали это более чем за полвека до него, но и это, согласитесь, подтверждает одну из главных идей картины – идею сотворчества и взаимовлияния творческих личностей.

Вечные вопросы

На выставке немало картин, которые сам автор характеризует как мистико-реалистические или символические. Мистицизм Сафронова зиждется, с одной стороны, на глубоко христианском мировосприятии, а с другой – на постижении духовных глубин других культур, на уважении к мудрости древних. Его, как и всякого большого художника, волнуют вечные  вопросы о смысле жизни, ее  быстротечности, о сущности добра и зла. На риторический вопрос художник предлагает и риторический ответ, который, как мозаику, собирает из символов разных  культур. Впрочем, не так уж и сложна его мозаика: внимательно присмотрись – и ответ оказывается очевиден.

Особенно  интересна Никасу Сафронову тема времени. Время  частной жизни отдельного человека и  историческое время – излюбленные  темы его мистико-реалистических полотен. На картине «История времени вечна» перед нами фрагмент торса знаменитой скульптуры Давида работы Микеланджело. Внутри скульптура сплошь начинена множеством винтиков и колесиков. Таким образом, Давид предстает колоссальным часовым организмом или, по-другому,  объективированным Временем. Библейский Давид, как мы знаем, побеждает Голиафа, а Давид-Время повергает в прах величайшие цивилизации, предает забвению  все, когда-либо созданное человеком. Время неизменно одерживает верх над историей. Но Давид – это и искусство, которое, хоть и не властно над временем, зато дышит горним воздухом бессмертия  и  потому способно творить человеческую историю. Так, созданный более пяти веков назад, Давид и поныне остается для нас одной из вершин человеческого гения.

Художник-миллионер

Да, Сафронов многолик и разнообразен, и воспринимать его, безусловно, каждый волен по-своему. Не скрою, в адрес художника часто поступают критические замечания. Его упрекают в увлечении саморекламой, в потакании дурному вкусу толпы, причисляют его искусство к разряду салонного, а самого живописца называют придворным. Что можно ответить на эти обвинения?

Во-первых, ни одному художнику в истории не удавалось выдавать на-гора сплошь шедевры, даже гениям. Во-вторых, похоже, у нас сложился некий стереотип восприятия художника, который непременно должен быть талантлив, вечно беден и  голоден. Словосочетание «художник – миллионер» режет слух. А тут уже попахивает банальной завистью… Впрочем, лучше всего  отправляйтесь на выставку и разберитесь во всем сами! Гарантирую, разом скинете несколько пудов мелочных, захламляющих ваш внутренний мир забот.

Инга Радова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям