Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Праздник каждый день

Жаркое лето в Минске

10.08.2012

Температура зашкаливала в эти июльские дни  и в Орле, и в Минске, но ехать туда надо было непременно: такая возможность побывать на Всемирном театральном форуме выпадает нечасто.

«Тэатральны Куфар»

Международная ассоциация  университетских театров (AITU-IUTA), основанная в Льеже в 1994 году, собирала свой форум  раз в два года. Канада и Сенегал, Польша и Греция, Италия и Мексика, Великобритания и Северная Ирландия  уже принимали   представителей пяти континентов. В этом году выбор пал на Беларусь.

Во-первых, здесь уже восемь лет подряд с огромным успехом проводится Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны Куфар», где демонстрируются художественные достижения университетских и молодежных театров, где завязываются тесные творческие отношения. А во-вторых, Белорусский университет – ведущий научный, инновационный и культурный центр республики, оснащенный по всем правилам современной техники, – замечательное место для проведения не только самого форума, тема которого «Традиции, исследование, экспериментирование: основные элементы современного университетского театра», но и фестиваля «Куфар».

Пять счастливых дней

От Орла до Минска – рукой подать, грех не воспользоваться такой счастливой возможностью повидать театральный мир без особых затрат. Меня благословил на поездку театр «Русский стиль», где я служу, а Наталию Жукову и Татьяну Копалеишвили, педагогов кафедры режиссуры и мастерства актера, командировал их родной ОГИИК. Меня как театроведа  интересует молодежная «обочина». Наталия Жукова  и ее экспериментальная студия  «Млечный путь» учебного театра приглянулась белорусам еще в прошлом году на «Куфаре». Ну а Танечке, молодому педагогу ее курса и студийной актрисе, выпала дорога туда, можно считать, по везению.

Пять напряженных и радостных дней конгресса показались  большим глотком спасительного воздуха: научные доклады профессоров и практиков, форум молодых ученых, мастер-классы, спектакли, ночные тусовки, бесконечные знакомства, разговоры на языке букв и жестов с коллегами из разных стран, экскурсия по замечательному чистенькому Минску... Мы без труда преодолевали жару,  и будто сам воздух, сама волшебная атмосфера  творчества, открытий и чего-то необъяснимо пьянящего и возвышенного поглощала нас так, что только к концу пребывания захотелось остановиться и подвести итоги, у каждого свои.

Наталия Жукова:

– Конгресс ассоциации университетских театров – это уникальное явление. Представляете, здесь собрались люди со всех концов земли: Уругвай и Таиланд, США и Франция, Литва и Беларусь, Польша и Россия, Китай и Корея и т.д. В мире театра (и университетского в частности) отмечается пробуждение живого интереса к культурным традициям народов.

Мы живем в эпоху глобализации, которая охватывает все сферы нашей деятельности: науку, политику, спорт, искусство. На конгрессе в докладах ученых звучала мысль о том, что роль искусства – ключевая в стратегии развития общества в ХХI веке, а значит, нам надо искать новый язык, чтобы выразить новое мировоззрение.

Площадка для эксперимента

Мы привыкли к европейскому театру, а ведь театр Востока – это удивительное зрелище. Вот, скажем, филиппинский театр, пренебрегая общепринятыми традициями, ставит «Ромео и Джульетту» по-своему. Пластика, музыка – все национальное, и такая актерская отдача! У них, наверное, нет жанра трагедии, и финал поэтому имеет продолжение: молодые герои счастливы на небесах, они танцуют, поют, обращаются к зрителю, вовлекают нас в действие. Удивительный спектакль!

Конгресс, фестиваль «Театральный Куфар» – это такая классная школа. И возможность показать наши поиски.

Я читала доклад о мифологеме как универсальном языке современного театра, рассказывала, как греческий миф интерпретируется в современном спектакле, демонстрировала сцены из спектакля «Моя любовь Электра» нашей студии «Млечный путь». Мои слушатели узнали об Орле, об институте, об учебном театре. Думаю, им было интересно, потому что мне задавали много вопросов.

Конечно, я рассказала лишь малую часть из всего мною увиденного, услышанного и пережитого. Будет чем поделиться со студентами.

Людмила Васильева

Татьяна Копалеишвили:

 – Я впервые на таком форуме, и в восторге от всего, что происходило, особенно от тренинга болгарина Николая Георгиева. Он освобождает сознание актера, вводит в пограничное состояние, где не работают жизненные законы и привычки, это колоссальный импульс для творчества. Еще не все переварилось, но знаю, что внесу в свои тренинги много нового. А сколько друзей у меня появилось! Начну изучать языки, чтобы общаться с иностранными коллегами. Хорошо, что институт дает такую прекрасную возможность участвовать в международном театральном движении.

Июльская жара не отступает, как не уходят  и воспоминания о событиях Всемирного конгресса студенческих театров в Минске. В который раз подтверждаю истину: театр не делится на любительский и профессиональный, это всего лишь общественный статус. И очень приятно и полезно, поверьте, бывает с широкой театральной магистрали свернуть на «обочину», взглянуть на мир, на себя и на театр, которому ни зной, ни дождь не страшны, другими глазами.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям