Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Взгляд в прошлое

Здесь Мясоедов побывал...

26.06.2014

Населенные пункты – как люди: рождаются, растут, стареют и умирают. Вот так и ушел недавно в историю поселок Петровский Покровского района, что находился в живописнейшем месте на берегу речки Неручь, на самой границе со Свердловским районом. Об этом небольшом селении мало кто знал и в период его процветания, поскольку в советские годы располагалось оно слишком далеко от основных благ цивилизации. Потому в конце концов его и постигла печальная участь.

 

Сельцо Петровское, оно же Неручь

Но, оказывается, у просуществовавшего пару сотен лет поселка интереснейшая и богатая событиями история. Владельческое сельцо Петровское появилось на свет в самом конце XVIII века. И принадлежало оно вначале капитану Ивану Ивановичу Мацневу, а потом его сыну, надворному советнику Петру Ивановичу – представителям многочисленнейшего дворянского рода, владевшего землями и имениями в Орловском, Малоархангельском, Мценском  и Ливенском уездах. От Петра Ивановича сельцо и получило свое первое имя.

Со второй половины XIX века сельцо Петровское чаще именуют как Неручь (по названию речки), и тогда же оно начинает жить бурной жизнью. Дело в том, что по наследству, как мацневское имение, переходя по женской линии из одних рук в другие, оно досталось в качестве свадебного приданого самой младшей из дочерей героя Отечественной войны 1812 года Дмитрия Петровича Чиркина, Софии Дмитриевне, при ее венчании в 1865 году с врачом Владимиром Радуловичем. После смерти Софии Дмитриевны и Владимира Владимировича имение Неручь в 1906 году перешло к их дочери – Софии Владимировне Волковицкой, той самой красавице с картин Григория Мясоедова, о которой я писал в номере «Орловского вестника» от 4 июня 2014 года.

Волковицкие и Мясоедов

Вполне возможно, что Григорий Григорьевич познакомился с Волковицкими благодаря их родственнику, Александру Дмитриевичу Чиркину, имение которого находилось неподалеку от Неручи, в сельце Зеленая Гора. Александр Дмитриевич, старший брат Софии Дмитриевны Радулович, неоднократно приезжал в имение Неручь, навещая племянников. Но он в дополнение к своим замечательным человеческим качествам был не просто любезным дядюшкой, но и приличным художником, другом многих передвижников и организатором всех их выставок на протяжении десяти лет. А поскольку создателем Товарищества передвижных художественных выставок и автором устава этого общества являлся Григорий Мясоедов, то Александр Чиркин не просто с ним общался, но и дружил. И в гости приглашал, где однажды (в Москве или на Орловщине) и состоялась встреча прославленного живописца с Волковицкими.

В самом начале XX века Григорий Мясоедов не раз бывал в имении Неручь, где не только встречался с хозяевами и гостями усадьбы, но и работал над своими картинами. Сохранилась фотография, на которой Григорий Григорьевич изображен на балконе дома в этом имении перед мольбертом с законченным портретом двух племянниц А.Д. Чиркина.

В Неручь на летние каникулы часто приезжали София Владимировна Волковицкая с дочерьми. Портрет самой младшей, четырехлетней Евгении (мамы упоминавшегося мною Валерия Чекмарева), написал однажды Григорий Мясоедов.

Жили не тужили...

Усадьба Неручь начиналась с мостика через ручей Коротыш и въезда на так называемый «проспект», который извилисто тянулся через всю территорию обширного имения. По обе стороны от «проспекта» располагались разнообразные постройки и насаждения. Деревянный помещичий дом с двух сторон был окружен садами, один из которых вплотную примыкал к речке Неручь. Другой, самый большой, фруктовый сад располагался на границе усадьбы. Отдельно, с правой стороны от «проспекта», были расположены огород и вишенник. Птичник, свинарник, псарня, конюшни – хватало в усадьбе и хозяйственных построек, заполненных разнообразной живностью.

Когда сестры Волковицкие приезжали в имение, то они в полной мере наслаждались деревенской жизнью: собирали грибы и ягоды, засушивали травы для гербариев и постоянно занимались спортом: гимнастикой (для этого была оборудована специальная комната), плаванием, греблей, велосипедом и верховой ездой. Надо сказать, конный спорт был в крови в семействе Волковицких, поскольку их родственник Александр Чиркин содержал конный завод рысистых лошадей. И София Владимировна, по его примеру, увлеклась лошадьми, передав свою любовь дочерям. Сохранилось несколько фотографий, на которых молодые девицы, Ольга и Евгения Волковицкие, изображены во время выездки.

Так получилось, что лето переломного 1917 года Волковицкие провели в Неручи достаточно спокойно, сестры даже усиленно фотографировали виды имения и самих себя (тогда они как раз увлеклись фотографированием). А вот в 1918 году наступило тревожное время, разворачивалась гражданская война, в деревне становилось неспокойно. Однажды вечером в дом к Софии Владимировне явились местные мужики и посоветовали ей и дочерям уезжать, а не то «все имение разнесут». Волковицкие собрались быстро и, взяв немного продуктов, кое-что из одежды и документы, навсегда покинули Петровское-Неручь.

Дороги Евгении Волковицкой

У Волковицких затем началась совсем другая жизнь, но они сумели приспособиться к ней. Жили в Курске, потом в Воронеже. Младшая из дочерей, Евгения Александровна, та самая, портрет которой в детстве написал Григорий Мясоедов, в конце 20-х годов вышла замуж за инженера-железнодорожника Льва Чекмарева. В марте 1937 года у супругов родился сын Валерий. А через месяц Лев Чекмарев был арестован в числе большой группы железнодорожников и после короткого следствия расстрелян как враг народа. Вскоре была арестована и его жена Евгения Александровна (бывшая Волковицкая). Вместе с грудным ребенком ее отправили в темниковские лагеря как членов семьи изменников Родины (ЧСИР – так это называлось тогда).

Маленький Валера пробыл в лагерях десять месяцев, а потом его отдали на попечение и воспитание родной тете, сестре матери, Ольге Александровне. Самой же Евгении Александровне Волковицкой пришлось отсидеть в лагерях полный срок – восемь лет. Последний год с тяжелейшей астмой и эмфиземой легких она провела в лагерной больнице.

Помыкалась Евгения Александровна и после выхода из лагеря. Реабилитировали ее только в 1954 году, после обращения к Клименту Ворошилову. Вот такой несладкой оказалось жизнь красивой девочки с портрета Мясоедова, одной из последних владелиц имения Неручь.

Уже в 80-е годы, проживая в Воронеже, попросила Евгения Александровна однажды своего сына Валерия, тоже железнодорожника и тоже хлебнувшего лиха в совсем юные годы («лагерник» в грудном возрасте) отвезти ее в родовое имение Волковицких, на речку Неручь.

Вот как описал это Валерий Львович Чекмарев в своей книге «Одноколейка в «пятьдесят восьмую»: «Несмотря на то, что с последнего дня ее пребывания в этих местах прошло уже около 70 лет, мы пепелище нашли. Реку Неручь, где при впадении Должанки располагалось имение, мы преодолели вброд...

Ориентируясь по остаткам цоколя и по чудом уцелевшим нескольким фруктовым деревьям, мама определила примерное местонахождение различных построек, давно уничтоженных людьми, временем и войной.

– Тут был амбар, здесь – конюшня, вот здесь находился большой фруктовый сад, там – свинарник, псарня, – и еще многое другое перечисляла она. И еще вспоминала, что господская жизнь и простонародный быт не мешали друг другу...

Передать чувства мамы в этот момент было трудно, она буквально горела и трепетала...»

По описаниям Евгении Александровны и по ее личным наброскам Валерий Чекмарев сделал схему имения Петровское (Неручь).

Несмотря на восемь лагерных лет, трудные испытания лет послевоенных, Евгения Александровна Чекмарева (Волковицкая) прожила долгую жизнь, не теряя интереса к ней и к своим близким. Она умерла 7 сентября 1994 года и похоронена на Шиловском кладбище города Воронежа.

На память о ней остался портрет работы Григория Мясоедова и фотокарточки 1917 года, на которых запечатлено имение Неручь. Некоторые из снимков перед тобой, читатель.

Александр Полынкин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям