Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
С верой и любовью

Заметки о пасхальных концертах в Орле

02.05.2012

В зале театра «Свободное пространство» 18 апреля открылся I Пасхальный фестиваль Орловско-Ливенской епархии. Здесь собрались священники, монахи, монахини, многочисленные прихожане орловских храмов.

Слово архиепископа

Покой и радостная благость на лицах. Праздник Воскресения Сына Божия  эти люди привыкли встречать как самый дорогой и любимый. К ним и обратился архиепископ Антоний, недавно приехавший в область из Красноярска и возглавивший Орловско-Ливенскую епархию. 

Владыка говорил коротко и проникновенно: о вере и культуре, о высоких духовных ценностях, о том, что в наше время можно устраивать церковные  песнопения не только в храмах, но и, например, в театре «Свободное пространство»,  где, как подчеркнул владыка, «идут хорошие спектакли». После этого начался необычный для ТЮЗа  концерт. Выступали хоры церквей Орла и Ливен.

С душой просветленной

Греческим напевом «Хвалите имя Господне» воспитанники Орловской православной гимназии задали концерту особый настрой. Чистые, будто бы с небес слетевшие детские голоса снимали со слушателей  осадок повседневья и суетности. И эта  чистота как бы «накрыла» собой все последующие выступления. Взрослые церковные хоры продолжили нести в зал божественные звуки. Это особое искусство –  петь в церковном хоре. Просто хороших вокальных данных здесь мало. Надо петь возвышающейся к Богу душой – просветленной и радостной. И она, душа эта, единая на всех, проявилась  с особой ясностью в выступлениях участников фестиваля.

Но самые горячие аплодисменты зала вызвали два немногочисленных по составу коллектива. Маленький хор ливенского храма Победоносца Георгия (регент Тарасий Бухало) покорил простотой и строгостью звучания, великолепной ансамблевостью. А женское трио самого молодого регента епархии Любови Юрасовой из храма Пресвятой Троицы в «Вечернем ангеле» –  слова И.А. Бунина, музыка неизвестного автора –  совершили настоящий прорыв: казалось, небо, действительно, послало нам трёх поющих ангелов, трёх красавиц, голоса которых взывали к миру и всепрощению. Мужское трио этой же церкви (руководитель Дмитрий Чмиленко) порадовало гармоничным песнопением духовных грузинских напевов. Отличное начало музыкального праздника в честь Пасхи. Он продолжился 23 апреля в здании областного академического театра имени И.С. Тургенева.

Концерт как молитва

В этот день наш Орел (в числе 15 других городов России) стал участником XI Московского Пасхального фестиваля, основанного главным дирижером Мариинского оперного театра Валерием Гергиевым и проводимого при поддержке Правительства Москвы и Президента РФ. Концерт был благотворительным. Вход бесплатный, по пригласительным билетам. Народу собралось очень много, что  не удивляло. Орловский губернаторский хор «ЛИК» и губернаторский симфонический оркестр уже не первый год привлекают сердца любителей музыки. Первое отделение было отдано русской духовной музыке отечественных  классиков: Рахманинова, Бортнянского, Честнокова, Калиникова.

Красивые голоса хористов «ЛИКа», собранные в гармоничный ансамбль, с особым трепетом выпевали каждую ноту. От художественного руководителя, заслуженного работника культуры России Дмитрия Коваленко, исходил мощный дирижёрский посыл. Вдохновенное «Всенощное бдение» Рахманинова перекликалось с духовными распевами Бортнянского, Честнокова и Калиникова. Казалось, это не концерт, а единая вокальная молитва Всевышнему. И в этой молитве была своя кульминация – «Плотию уснув» выдающегося современного композитора архиепископа Ионафана (в миру Анатолия Ивановича  Елецкого). Перевести эту музыку в слова невозможно. Она в исполнении хора  была  наполнена светлой скорбью и благостью. 

Такое мог написать только  глубоко верующий человек, каким и является иеромонах Ионафан, член Патриаршего совета по культуре Московской патриархии. Потомок черниговской линии князей Рюриковичей, из рода князей Елецких, Анатолий Иванович ещё в советские годы  получил духовное образование в Ленинграде – в семинарии и академии. Параллельно занимался в регентском классе.  Он автор многочисленных музыкально-духовных, патриотических сочинений и обработок (сборники «Осанна», «Лира» и др.), некоторые из которых вошли в сокровищницу духовных песнопений Русской православной церкви. Архиепископ Ионафан — автор «Литургии мира», написанной на мотивы сегментов григорианского хорала, «Гласовой литургии» и «Чернобыльской литургии», посвященной памяти героев-ликвидаторов последствий взрыва на ЧАЭС (оркестрована на Украине как симфоническая поэма). К сожалению, далеко не все знают, сколь глубок и неповторим в своём композиторском творчестве Ионафан Елецкий. А потому вдвойне приятно открытие нового для многочисленных слушателей композиторского имени.

Симфонические приношения

Второе отделение принял на себя Орловский губернаторский симфонический оркестр под управлением Василия Шкапцова. Он призвал в зал легкое дыхание двадцать первого до-мажорного концерта для фортепьяно с оркестром Моцарта. Инструментом завладела  тоненькая, как  сказочная фея, девушка – лауреат международных конкурсов Дарья Карплюк, третьекурсница Московской академии музыки имени Гнесиных (класс заслуженного артиста России Юрия Захарова). Моцарта надо исполнять нежно и возвышенно, что и сделала юная московская гостья, порадовав слушателей (в сопровождении оркестра)  не только виртуозными пассажами, но и чистотой, напевностью извлекаемых из рояля звуков. Моцарт в её интерпретации предстал перед нами юным и порывистым, грустным и мудрым гением, которому подвластны и голоса небес, и звуки пробуждающейся земли.

Кстати, Даша Карплюк не только пианистка, она опытная исполнительница на домре. Именно в этом качестве стала лауреатом Международного конкурса «Кубок Севера» (Череповец, 2006). А через два года в Германии  завоевала вторую премию на международном конкурсе пианистов имени Евгения Малинина. С орловской филармонией дружит пять лет, регулярно приезжая для участия в концертах. 

На наш пасхальный праздник в Орел приехал и ее муж, молодой дирижер, тоже питомец Академии музыки имени Гнесиных, Евгений Волчков. Как и Дарья, Евгений часть своей творческой жизни отдает народной музыке (отлично играет на домре –  лауреат всероссийских и международных конкурсов), а также  совершенствуется в дирижировании симфоническими оркестрами. Он встал за дирижерский пульт орловского губернаторского оркестра, с которым известная орловская вокалистка Валентина Гончарова исполнила романсы Рахманинова. Дирижировал Евгений вдохновенно, с полной самоотдачей, что «заводило» и оркестр, и солистку, и слушателей в зале, наградивших дирижера и нашу землячку-певицу с оркестром бурными аплодисментами. 

Один из прозвучавших на этом вечере самых известных и любимых нами  романсов Сергея Васильевича «Здесь хорошо» можно считать девизом пасхальных концертов в Орле.

А этот концерт завершился апофеозным исполнением известного произведения Римского-Корсакова «Светлый праздник» («Воскресная увертюра»), ор. 36. Искренняя вера и очищающая души музыка, любовь к культуре и искусству – неотъемлемая часть духовной жизни России, которую не растоптать и не убить. Они всегда будут с нами, без ссылок на «трудные времена». Таков для меня итог тех 150 концертов гергиевского пасхального фестиваля, которые нынешней весной прокатятся по  стране. Ну и, конечно же, епархиальные праздники искусства в Пасху не закончатся нынешним годом, а  продолжатся в будущем.

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям