Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Законы современного поэта

06.11.2014

Орловский поэт Антон Бушунов после участия в XIV Форуме молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, который проходил 19–25 октября в пансионате «Звенигородский» РАН, получил все возможные для данного мероприятия формы поощрения: возможность публикации в коллективном сборнике (правда, в 2010 году Бушунов уже был номинирован на книгу, но из-за финансовых трудностей идея не получила реализации), на размещение подборки стихов в самом престижном поэтическом журнале «Арион» и, наконец, на именную стипендию Министерства культуры Российской Федерации. О серьезности собрания говорят имена организаторов: в первую очередь, Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (ФСЭИП), а также уже упомянутое Министерство культуры, Министерство иностранных дел РФ, региональные организации, информационные службы («Литературная газета», «Литературная Россия», «Российская газета», еженедельник «Книжное обозрение», телеканалы «Культура» и ТВЦ и др.). Среди участников – представители Украины, Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Армении, Грузии, Беларуси, Азербайджана, Румынии, Эстонии, Германии, США, Австралии. Антон Бушунов как постоянный автор «Орловского вестника» с удовольствием рассказал читателям о важном в его жизни событии.

Новый жизненный этап

– Антон, когда и как началось ваше знакомство с ФСЭИП?

– В 2007 году замечательный орловский поэт и близкий друг нашей семьи Вадим Геннадьевич Еремин в разговоре со мной упомянул о неком Форуме молодых писателей, о котором сам недавно узнал, и предложил отправить на конкурс подборку – вдруг рассмотрят и пригласят… Хотя сказал, что конкурс, как правило, очень большой, а количество участников строго ограничено. Я решил попробовать, ни на что особенно не надеясь. И вот в сентябре 2007 года, к моему удивлению и радости, тогда еще по почте, пришло приглашение от президента фонда Сергея Александровича Филатова, в котором он сообщил, что я прошел отбор и меня ждут в подмосковном пансионате «Липки».

– И какое впечатление оставил первый опыт участия?

– В отличие от многих встреч подобного рода форум отличается прекрасной организацией международного уровня и полным обеспечением участников. В конце октября 2000-го я туда приехал и целую неделю участвовал в семинарах, присутствовал на встречах с ведущими писателями, поэтами, драматургами, критиками, издателями, учеными, политическими деятелями, посещал круглые столы, конечно, никак не надеясь, что когда-то и меня включат в состав их действующих лиц. И вот с тех пор я каждый год попадаю на этот замечательный форум.

Это неправда, что в творчестве долго можно расти из себя, совершенствуясь по собственному читательскому вкусу и творческим предпочтениям. Литература, конечно, дело индивидуальное, но сам процесс социально масштабный, неслучайно появляются направления, течения, можно оказаться на суше, не заметить и усердно махать веслами.

Помню очень подробно свой первый день на форуме в 2007 году. В середине осени в Москве разыгралась невероятная метель, пройдя по улице Космонавтов до дома №18, я совершенно промок, замерз и нуждался в кружке горячего чая. В большой комнате сидели такие же, как я, мокрые молодые литераторы. После регистрации нам крайне своевременно выдали бутерброды, печенье и чай, и я стал осматриваться, вглядываться в лица. Кто-то уже играл на гитаре в коридоре, кто-то читал стихи – место обживалось. Вскоре на автобусе я отправился, можно сказать, в новый этап своей жизни.

Творческий поиск

– В каких семинарах вы участвовали, какое влияние они на вас оказали?

– Первым семинаром руководил знаменитый поэт из Санкт-Петербурга Александр Кушнер. Он дал мне несколько очень полезных практических советов, которым я старался в дальнейшем следовать. Хотя тогда мне казалось, что меня просто растоптали, разметали на атомы и мне не подняться. Но прошло время (наверное, полгода я вообще ничего не писал), и я стал более требователен к тексту, усвоил законы, по которым живет современный поэтический цех, по которым осуществляется истинный литературный процесс.

В 2008 году я записался на семинар журнала «Октябрь» (обычно работают редакторы и авторы 14 «толстых» журналов), которым руководил известный поэт-иронист Игорь Иртеньев. Мне было интересно с ним познакомиться и пообщаться, но также понять, что его поэтика мне не совсем близка. В 2009 году я решил выбрать семинар журнала «Москва» под руководством поэта Михаила Попова и критика Капитолины Кокшенёвой. Здесь впервые мои стихи заметили и рекомендовали к печати в коллективном сборнике по итогам IX форума.

На Х форуме я попал на семинар к замечательным людям – поэтам Михаилу Айзенбергу и Ольге Ермолаевой, представлявшим журнал «Знамя». Пожалуй, это был один из лучших семинаров в моей «общественно-литературной» жизни, полный неожиданных открытий, доброжелательных дискуссий, радостного общения. Мои стихи снова включили в итоговый сборник. Надо сказать, что похвала подействовала на мой творческий камертон весьма негативно, и я чувствовал, что подборка стихов на очередной форум была слабее предыдущих, но в Липки прошел, а на семинаре критика Артема Скворцова и поэта Ирины Ермаковой раскритикован, честно говоря, был довольно сурово.

Это и помогло мне собраться и проанализировать причины неудачи. Тогда я твердо понял: критика продуктивнее похвалы. XIII и XIV форумы прошли под знаком журналов «Новый мир» и «Арион», руководителями семинаров были их главные редакторы и выдающиеся поэты Алексей Алёхин и Андрей Василевский. Для себя я решил, что если когда-нибудь попаду на форум, то буду записываться только на этот семинар.

Смысл шоковой терапии

– Шоковая терапия для многих авторов, считавших себя уже состоявшимися поэтами, писателями, драматургами, но столкнувшихся с разгромной критикой, – это явление оправданное или антигуманное, калечащее творческую личность?

– Зависит от степени адекватности автора. Бывает, что он, выслушав суровую критику в свой адрес, исчезает с форума навсегда. К счастью, таких немного, а общий состав участников – около 200 человек. В основном молодые стараются стать профессионалами, несмотря на все трудности пути. Творческую личность калечит вовсе не критика, а нездоровые амбиции, обратно пропорциональные одаренности.

Кстати сказать, эффект шоковой терапии возникает только в первый приезд и бывает только у неопытных «форумцев». Важно пережить это и упорно работать весь следующий год, чтобы расти, развиваться и в конце концов состояться.

У меня тоже был подобный опыт. На первом семинаре Александр Кушнер довольно жестко раскритиковал все, что я тогда написал. Конечно, были и обида, и недоумение: как же так, ведь у меня такие хорошие стихи, чего так ко мне придираться? Но Кушнер был, конечно, прав, а я был провинциальным незрелым поэтом, впервые выбравшимся на мероприятие подобного уровня и столкнувшимся с высокими требованиями к творчеству. Вернувшись домой, я понял, что очень хочу оказаться там опять, увидеть уже знакомые лица, почувствовать неповторимую атмосферу форума, а она там действительно уникальна. 13 раз он проходил в «Липках», пока те не закрылись на капитальный ремонт, но и пансионат в Звенигороде все по привычке называли Липками.

– Какие встречи, круглые столы, лекции запомнились в этот раз, почему показались актуальными?

– Программа, как всегда, была настолько интересной и разнообразной, что не было лишнего времени прогуляться в сосновом бору и подышать каким-то невероятным воздухом. Среди 48 мастеров и гостей критик Игорь Шайтанов, который вел круглый стол «Литература и социально-политические проблемы: вызовы времени»; телеведущий и поэт Игорь Волгин, организовавший беседу на круглом столе «Поэт в современном мире», участником которого в составе девяти человек оказался и я; лингвист Максим Кронгауз, прочитавший лекцию «Русский язык в современной литературе»; журналист и историк Николай Сванидзе, достор исторических наук Николай Лисов, писатель Александр Кабанов, поэт Юрий Кублановский, встреча с которым стала настоящим украшением форума.

Лично мне очень понравилась встреча с Алексеем Алёхиным, мастером верлибра, который говорил о проблемах силлаботоники, прекрасно читал собственные произведения. На круглом столе о поэзии рассуждали об уходе молодой поэзии в интернет-ресурс, о возрастании количества авторов и неизбежном снижении качества произведений, упоминали юбилей Лермонтова и говорили о феномене ранней (и опасной) поэтической зрелости, размышляли об особой требовательности «толстых» журналов к молодым авторам. Было очень много вопросов к Игорю Волгину о работе над программой «Игра в бисер». Встречу долго не удавалось завершить.

На закрытии форума, озвучив имена победителей, ведущие семинаров в один голос утверждали, что он был одним из самых сильных и продуктивных. 

Беседовала Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям