Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Твоя Родина, сынок

Забытая Орловщина

14.08.2017

В конце июля в Сергиевом Посаде прошло заседание Совета ЦФО по развитию туризма. Как было отмечено на мероприятии, этот сектор экономики – один из важнейших компонентов развития бизнеса. «Один турист, приезжая в регион, поддерживает не менее трех рабочих мест», – такими словами Александр Беглов, полномочный представитель президента РФ в ЦФО, призывал губернаторов к стимулированию туристической отрасли. Тогда участники делегации от Орловской области громогласно заявили, что тема внутреннего туризма для нашего региона актуальна как никогда. Подчеркнув при этом, что у Орловщины большие перспективы в данном направлении. Вот только скромно умолчали, что на развитие внутреннего туризма в 2017-м в региональном бюджете заложили целых «ноль» рублей. А интересную госпрограмму мы по традиции «прошляпили»…

Чужими руками

После прошедшего в Сергиевом Посаде заседания областная администрация разразилась потоком хвалебных пресс-релизов, из которых следует, что туризм в Орловской области активно развивается. Правда сама региональная власть к этим заслугам имеет мало отношения.

Дабы не быть голословной, приведу цифры: на развитие внутреннего туризма в Орловской области в 2015 году из регионального бюджета выделили 240 тысяч рублей, в 2016-м и того меньше – всего 120 тысяч. В этом году – и вовсе ничего. Впрочем, орловским чиновникам не впервой чужими руками таскать каштаны из огня.

Удивительно, но факт: даже в условиях скудной поддержки из бюджета в последние годы на орловской земле создаются новые виды отдыха, открываются базы. А это новые рабочие места и налоги. Так, в 2016-м от сферы туризма в бюджеты всех уровней на Орловщине было перечислено  130 млн рублей налогов.

– Результаты могли бы быть более впечатляющими, если бы региональная власть повернулась лицом к проблемам туристической отрасли, начала более плотно взаимодействовать с бизнесом. Но на Орловщине мы сегодня выживаем не благодаря, а вопреки, – будто в один голос заявили опрошенные «ОВ» туроператоры.

К слову сказать, высший эшелон власти, участвуя по минимуму в развитии этого сектора экономики, по факту игнорирует призывы не только туристического бизнеса, но и послание президента РФ Владимира Путина.

Не договорились

Глава государства несколько лет подряд называет внутренний туризм безусловным приоритетом, подчеркивая, что даже в нелегких экономических условиях этот сектор может стать (и, забегая вперед, отмечу, в ряде регионов стал) дополнительным локомотивом развития. Дабы перейти от слов к делу, регионам была предложена федеральная целевая программа  (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», основанная на принципе государственно-частного партнерства. Программа стартовала семь лет назад и сегодня вышла на финишную прямую. Регионы-участники смогли, по оценкам Ростуризма, на каждый выделенный бюджетный рубль привлечь 2,6 рубля частных инвестиций.

На конец прошлого года в рамках программы освоили более 87 миллиардов рублей. Свыше 17,8 млрд федеральных рублей направили на строительство 171 объекта туристской инфраструктуры. За счет внебюджетных источников в регионах строятся 500 объектов, 200 из которых введены в эксплуатацию. Создано более 20 тысяч рабочих мест. Так, были введены в эксплуатацию «Золотое кольцо» в Ярославской области, «Тункинская долина» и «Кяхта» в Бурятии. В Вологодской области построен «Насон-город». Уже принимают гостей туркластеры «Елец», «Кладезь земли Костромской», «Этническая Чувашия», «Ярославское взморье», «Белокуриха», «Шерегеш», «Самоцветное кольцо Урала», «Плес», «Верхневолжский», что в Тверской области, «Кезеной-Ам» в Чеченской Республике.

В этом списке могли оказаться и мы, ведь, к примеру, ТМК «ГРИНН» вошел в перечень мероприятий программы с проектом по строительству аквапарка и гостиницы. Но осуществить задуманное не удалось. Вину наши чиновники по традиции не признали. Мол, не смогли построить по причине отсутвия федерального финансирования. Вот только забыли уточнить, что федеральный центр выделял деньги лишь в случае подтверждения наличия в областном бюджете средств для софинансирования заявленного проекта. Еще одним пунктом значилась необходимость предоставить соглашение между регионом и инвестором с указанием размера привлекаемых на строительство средств. Кто с кем не договорился, история умалчивает, но аквапарка как не было, так и нет… Впрочем, наши чиновники не отчаиваются. Как заверили «ОВ» в обладминистрации, в 2019 году стартует новая программа, и уж в ее рамках и аквапарк, и много еще чего построить планируется… Ну, как говорится, Бог в помощь. А вернее, грамотные управленцы.

Активная команда – успешный регион

Именно в отсутствии грамотной команды, управляющей регионом, Николай Королев, зам-руководителя Ростуризма РФ, видит проблемы в развитии туристической отрасли. Об этом чиновник заявил деловому порталу «Инвестиции в туризм».

По словам Королева, туристическая отрасль в рамках развития программы могла показать лучшие результаты, если бы не менталитет региональных чиновников и, прежде всего, нынешних губернаторов:  «Возникало много проблем, связанных с неумением регионов работать с инвесторами. Пожалуй, это была ключевая проблема. Регионы привыкли просить – дайте нам инвесторов. А инвестора нужно привлекать готовыми инвестплощадками, а не заклинаниями…»

Николай Королев без обиняков подчеркнул, что именно от слаженных профессиональных действий в регионе во многом зависит успех федеральных программ, а значит, страны в целом: 

– Все, естественно, зависит от воли политической, зависит от губернатора, зависит от команды. Если команда активная, как правило, регион – активный участник ФЦП. Часто привожу в пример Алтайский край. Здесь губернатор давно определился с туризмом как с приоритетной отраслью, и все ветви власти работают в одном ключе.

Впрочем, где мы и где Алтай… А вот к опыту Липецкой области орловским чиновникам, вероятно, следует присмотреться повнимательнее. Здесь, благодаря федеральной программе, туризм проявил себя не только как перспективная, но и уже функционирующая отрасль экономики. Федеральные средства помогли заложить фундамент – объекты обеспечивающей инфраструктуры. Это позволит развиваться территориям региона еще не один год. Лучшее тому доказательство в Липецкой области – принимающие туристов кластеры, среди которых «Елец» и вышедший на финишную прямую автокластер «Задонщина». Уже сегодня область готова войти в программу 2019 года с туристическими кластерами «Ораниенбург», «Добрый», «Шуховский», «Липецкие курорты».

А Брянская область за счет участия в программе увеличила турпоток на 30 процентов, войдя в итоге в число самых привлекательных и недорогих региональных столиц для отдыха в выходные дни. В ТОП-10 рейтинга самых популярных туристических регионов, составленном ЦИК «Рейтинг» и порталом «Отдых в России», вошли и другие наши соседи по ЦФО: Владимирская, Калужская и Ярославская области.

А вот Орловщина с ее уникальными литературными и историческими объектами (ныне ветшающими из-за отсутвия должного финансирования) заняла 75 место из 85 возможных. Кроме нас в нижней части таблицы расположились почти все регионы Северного Кавказа, часть отдаленных регионов Дальнего Востока, Сибири, Урала. Регионы третьей группы, в том числе и мы, названы экономически слабыми, для них характерны низкие доходы туристической сферы и неразвитая инфраструктура. Впрочем, таким данным в орловской турфирме «Сафари» даже не удивились.

– К сожалению, Орловская область как бренд, в том числе, туристический, мало кому известна. Привлекая новых клиентов из соседних областей, мы столкнулись с тем, что многие даже не слышали об Орловщине. Москвичи тем более. «Орел? Где это?» – спрашивают они. И сильно удивляются, что мы в четырех-пяти часах езды от столицы. Над продвижением бренда «Орловщина» еще работать и работать, – говорит руководитель компании Ольга Савушкина.

К слову сказать, на популяризацию туристического кластера Орловской области из федерального бюджета выделили 2,5 млн рублей. Наши чиновники направят средства на создание туристического интернет-портала, проведение семинаров, круглых столов. Простимулирует ли это туристический и инвестиционный потоки? Поживем – увидим… 

Виталия Румянцева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям