Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Увлеченные

«Выставка одного портрета» в Орле как экскурс в героическое прошлое России

10.12.2014

Движется к своему логическому завершению Год культуры, совпавший с важной юбилейной датой – 200-летием ярчайшего представителя Золотого века русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова. Отклик на это событие стал делом чести любого образованного человека. Неслучайно среди пяти тематических направлений сочинений по литературе, которые в качестве допуска к ЕГЭ 3 декабря пишут наши одиннадцатиклассники, есть и посвященная его личности и произведениям. Показательно, что неким творческим посылом для выпускников стали слова из стихотворения «Бородино» «Недаром помнит вся Россия…» Ассоциативные связи невольно выводят на первый план национальное значение поэта, его гражданскую позицию, патриотический аспект творчества.

Героям войны 1812 года

Масштаб личности художника слова, как известно, оценивается прежде всего через его связи с отечественной историей и культурой. В этом смысле «Бородино» можно назвать одой героям решающего сражения Отечественной войны 1812 года. И с не меньшим пылом эту традицию так или иначе будут продолжать многие писатели и поэты, вот лишь небольшой перечень: во второй половине ХIХ века – Л.Н. Толстой на самых проникновенных страницах «Войны и мира», в Серебряном веке – М.И. Цветаева в цикле «Генералам 12-го года», во второй половине ХХ века – Б.Ш. Окуджава в своем пленительном романсе «Кавалергарда век недолог…»

Именно этот музыкальный аккорд в исполнении лауреата многочисленных премий Рахима Рахманова открыл «Выставку одного портрета», которую предложили своим посетителям научные сотрудники орловского музея И.С. Тургенева Л.А. Балыкова, Е.Г. Мельник, С.Л. Жидкова, А.Ю. Бушунов, А.Н. Легостаева. Открытие прошло в уже традиционной форме дворянской гостиной, салона, собирающего близких по духу и неравнодушных к культуре людей. И до середины последнего месяца года на выставке ждут посетителей.

Надо сказать, что само обращение к теме Отечественной войны 1812 года, ее героям, их оценке уже в третьем тысячелетии необыкновенно важно и актуально на фоне происходящих в мире процессов. В критические моменты бытия люди наиболее остро ощущают необходимость единения на фундаменте непреходящих ценностей. К ним с полным основанием можно отнести гордость за свое Отечество, героические страницы его истории, за свой народ. Этим духом и была проникнута литературно-музыкальная композиция в музее Тургенева.

У организаторов выставки появилась уникальная возможность объединить несколько памятных дат: уже названный юбилей Лермонтова, 200-летие завершения Отечественной войны и 180-летие со дня смерти Сергея Николаевича Тургенева, отца будущего русского писателя.

Портрет отца

Образ этого человека был в центре внимания еще и потому, что орловский художник О.А. Сорокина написала его портрет, тщательно изучив существующую, правда, весьма скромную иконографию, продолжив с помощью этой картины орловскую тему в своем творчестве, представленную пейзажами тургеневских мест, Орла и Спасского-Лутовиново.

Портрет, занявший центральное место в экспозиции, оказался достоин самого пристального внимания и права презентовать выставку потому, что изображений Сергея Николаевича сохранилось крайне мало. Один портрет находится в Санкт-Петербурге, в институте русской литературы. Он был привезен из Парижа, из собрания братьев Тургеневых, дальних родственников отца писателя. Правда, современные исследователи полагают, что на нем другое лицо. Представленный на выставке оригинал еще одного портрета дает возможность увидеть Сергея Николаевича в более зрелом возрасте. Кроме того, современный художник воплотила свой творческий замысел в оригинальной аллегорической манере: герой портрета изображен в военных доспехах, с лицом воодушевленным, словно разгоряченным победным сражением – оно как бы светится внутренним сиянием, что придает ярким, выразительным чертам особое очарование.

И действительно, посетители выставки узнают, что Сергей Николаевич принимал участие в главных баталиях войны 1812 года: Витебской, Смоленской; а в битве при Бородино он, будучи 18-летним эстандарт-юнкером, без страха врезался в ряды неприятеля. Возможно, для него всегда оставался примером мужества погибший в этом бою командир кавалергардского полка барон Карл Карлович Левенвольде. Биографически точными и морально безупречными кажутся на этом реальном историческом фоне слова Лермонтова:

Полковник наш рожден

был хватом.

Слуга царю,

отец солдатам…

Да, жаль его:

сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

Дружеское окружение Сергея Николаевича во многом составили бывшие сослуживцы, провозгласив этим союзом доминанту гражданского долга и внутреннего достоинства, ведь для них всех «клятва верности» была сродни обещанию умереть на поле боя, а отношение даже к врагу определялось негласным кодексом офицерской чести.

Примеры духовной щедрости

Действительно, чего стоит поступок Павла Петровича Ланского, дружбу с которым С.Н. Тургенев сохранит до конца дней. Во время жарких битв на германской территории корнет Ланской в сопровождении вестового догонял эскадрон и увидел взятого в плен молоденького французского офицера, готового принять смерть. Выкупив его у солдат, перевязав раны, напоив из фляги, Ланской привез драгуна в деревушку и оплатил его уход. На вопрос, за кого матери молить Бога, последовал ответ: «Для Вас я – кавалергард, для нее прозываюсь Павлом, а засим удачи, приятель!» Вот так, никакой позы, рисовки, жажды увековечить добрый поступок, свою фамилию, никакого превосходства над поверженным и спасенным врагом!

Ведущие подчеркивали, что сами полководцы показывали пример духовной щедрости. Так, командир 2-го кавалерийского корпуса Ф.К. Корф не только геройски проявил себя во время боя на батарее Раевского, но и в каждый день и час своей жизни являлся образцом радушия и отзывчивости. Он бывал в гостях у молодых супругов Тургеневых в их орловском доме, пользуясь гостеприимством бывшего подчиненного. А полковой командир Федор Семенович Уваров стал крестным отцом Ивана, второго сына Тургеневых.

Преемственность поколений

Посетители могут ощутить атмосферу минувших столетий, увидеть многочисленные портреты участников великих сражений, в основном работы Джорджа Доу, и таким образом как бы составить компанию другому гению, А.С. Пушкину. Стихотворение «Полководец» он посвятил командующему I Западной армией М.Б. Барклаю-де-Толли, а вызвано его написание посещением галереи славы, в нем же поэт старается осветить различные социально-философские вопросы. Это в том числе и судьбы героев 1812 года, их роль в истории и влияние на последующие поколения:

Толпою тесною

художник поместил

Сюда начальников

народных наших сил,

Покрытых славою

чудесного похода

И вечной памятью

двенадцатого года.

Нередко медленно

меж ими я брожу

И на знакомые их

образы гляжу,

И, мнится, слышу

их воинственные клики.

Из них уж многих нет;

другие, коих лики

Еще так молоды

на ярком полотне,

Уже состарились

и никнут в тишине

Главою лавровой...

Всю свою жизнь ощущал связь с отцом и Тургенев. Как иначе? Ведь он тоже прославлял и защищал Россию, только на других рубежах, в иных обстоятельствах, не военных, а культурных. Вот почему совершенно логичной и закономерной следует считать развитие этой темы уже в современном художественном творчестве: на открытии состоялась премьера – научный сотрудник музея Тургенева Антон Бушунов предложил акростих собственного сочинения, в котором начальные буквы каждой строки образуют слово «Тургенев», подчеркивая преемственность поколений и прочность фамильных традиций (читатели могли познакомиться со стихотворением в рубрике «Культура» в номере «Орловского Вестника» от 19 ноября, где кратко освещались итоги Тургеневской осени). Отрадно, что некоторые мероприятия еще ждут своих зрителей, а сотрудники музея уже полны новых планов, проектов, творческих идей.

Разглядывая портрет, друзья музея могут в полной мере понять и оценить слова нашего писателя о своем отце: «Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного». Новая картина является явным подтверждением этих слов и отражает суть характера ярчайшего героя своей эпохи.

Как хорошо в наступающие холода согреться духом и душой, прикоснувшись к пылкой вере в Россию героев 1812 года.

Наталья Смоголь  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям