Орелстрой
Свежий номер №24(1228) 19 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Увлеченные

Вторая жизнь спасского дома

08.11.2016
40 лет тому назад, 25 сентября 1976 года, был открыт дом-музей И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове. О восстановлении спасского дома мечтали десятилетиями. Начали эту работу в конце 60-х годов прошлого века при директоре Государственного музея Тургенева в Орле Ольге Николаевне Овсянниковой. Немало было сделано, особенно в плане научно-исследовательской, собирательной, изыскательной деятельности. Но работы предстояло еще очень много. Попытаюсь рассказать только о том, что связано непосредственно с моим участием в этом сложном и трудоемком процессе.
 
Начало большого дела
В январе 1973 года я была назначена директором Государственного музея И.С. Тургенева в Орле, в состав которого входило тогда и Спасское-Лутовиново. Со слов моей предшественницы я знала, как сложно складывались отношения с московскими проектировщиками, как трудно было со стройматериалами…
Морозным февральским днем 1973 года я вместе с Борисом Викторовичем Богдановым, ведущим специалистом музея, поехала туда, чтобы осмотреться. Встреча с небольшим коллективом Спасского, экскурсия по стройке. В руках у нас были красивые рисунки: террасы, балконы, узорчатая резьба, кафельные печи, ламбрекены, шторы, люстры...
Испугалась ли я? Да. Когда пришла с докладом в отдел пропаганды обкома КПСС, то первый вопрос был: сколько потребуется времени? Я ответила: не меньше чем три года. Сказали: даем. Первым делом решила посоветоваться с людьми, которых уважала и которым доверяла: с инженером по строительству областного управления культуры А.А. Прусовым, инспектором производственной группы Ю.В. Семеняко, бывшим зам. директора музея по хозяйственной части Н.И. Сафроновой, зав. библиотекой музея Л.Е. Максимовой и другими. Все в один голос стали уговаривать поменять проектировщика. Я согласилась.
Были налажены деловые контакты с новым проектировщиком Г.Е. Духаниной, реставраторами, музейщиками, с центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое не только выделило невиданную по тем временам сумму на проведение ремонтно-реставрационных работ (более трехсот тысяч рублей), но и систематически присылало в Орел и Спасское квалифицированных специалистов для оказания методической помощи. Подбор кафеля, кладку печей и многие другие работы консультировали известные московские специалисты. В Спасском стали часто проводить рабочие планерки со строителями. Многие вопросы выносились на обсуждение и совместно рассматривались на заседаниях областного отделения общества охраны памятников с участием орловских архитекторов.
Нелегкий путь реставрации
Постоянно приходилось выезжать в Москву, в Андронников монастырь. Там тогда находились производственные мастерские Министерства культуры СССР, где изготовляли резьбу, про которую многие говорили: «точно кружево», металлические водосточные сливы и другие предметы для спасского дома.
Очень нелегко дались нам кафельные печи. Сколько дебатов было по поводу кафеля: делать искусственный в Москве или снимать со старых домов в Орле. Решили идти по второму пути. С начала научные сотрудники отправились в обход по старым домам. А потом надо было аккуратно, стараясь не разбить, снять найденный кафель.
Занимались этой тонкой работой наш водитель музейного автобуса М.Е. Лагутин и заместитель директора по хозяйству А.И. Назаренко. Когда я однажды рискнула поторопить их, Михаил Егорович пригласил прийти и посмотреть, как они работают. Пошла. Грязь, пыль, копоть, ребята в марлевых повязках. Дым коромыслом в прямом смысле, дышать нечем. С тех пор я стала весьма аккуратно давать указания.
Даже первая покраска дома давалась нелегко. На рисунке Полонского дом красивого сиреневого цвета... Архитектор Г.Е. Духанина делает одну, другую, третью пробу, но никого – ни нас, ни ее – цвет не устраивает. И вдруг мы видим, как к нам идут гостившие в Спасском московские художники: один – правнук Льва Толстого, другой – внучатый племянник знаменитого художника Марка Шагала. Они-то и помогли тогда в подборе нужных компонентов для покраски особняка.
Создание экспозиции
Наконец наступил момент, когда нужно было перевозить в Спасское тургеневские мемории. Это сейчас по всему Орлу ездят большегрузные машины. Тогда это была проблема. Наш главный хранитель, незабвенный Александр Иванович Понятовский, долго готовился к переезду. Тщательным образом упаковал каждую вещь: и диван «самосон», и все тумбочки, кресла, столы и столики, каждую картину.
Ну всё – поехали. Впереди – сопровождение ГАИ, в кабине мы с Понятовским, за нами – музейный автобус с подмогой. В Спасском нас уже ждали с нетерпением и волнением: Борис Викторович Богданов, Владимир Борисович Борисов, заведующий заповедником, знающий специалист, окончивший Воронежский лесной институт.
Все внесли в дом, тогда только и успокоились. Но впереди был следующий очень ответственный этап – создание экспозиции. Научные сотрудники Р.М. Алексина, И.А. Костомарова, Н.Т. Павлова, которые работали над созданием тематико-экспозиционного плана, теперь должны были осуществить его, превратить в реальность задуманное. Тексты, этикетаж, подготовка экскурсии... Все решалось коллегиально, в деловой, спокойной обстановке. Вспоминаю, как обсуждали, где стоять шахматному столику. «Нашли, что обсуждать!» – скажет, возможно, читатель. Нашли. Как было, как может быть, как должно быть. Это был главный принцип нашей экспозиционной работы. На нем основывается достоверность...
Большую помощь оказывали известные в то время специалисты музейного дела – главный хранитель музея-усадьбы «Ясная Поляна» Н.М. Пузин, главный хранитель хамовнической усадьбы Толстого Хитрово, главный хранитель музея «Тропинин и художники его времени» Ф.Е. Вишневский. Свой вклад в оформление галереи внесли художники М.Е. Долгонос и Ж.А. Травинская.
Открытие музея
Приближалось запланированное время открытия, а вопросов возникало все больше. В один из августовских дней я переехала на временное место жительства в Спасское, чтобы быть ближе к объекту и оперативно решать все возникающие вопросы.
Наконец наступил день открытия. Значимость и весомость придало ему присутствие потомков И.С. Тургенева, его внучатых племянников и правнучки, приезд зам. министра культуры Стриганова, председателя Союза писателей РСФСР Сафронова, представителей Центрального совета ВООПИиК и др.
С утра – дождь и серое небо. Но к моменту события все изменилось, как будто по мановению сверху – небо прояснилось, выглянуло солнце. Под стать погоде выглядел и парк. Очень многое для этого торжественного дня сделали под руководством В.Б. Борисова работники заповедника: знаменитая семья Седовых – Петр Васильевич, Николай Васильевич, Нина Васильевна, Володя Пасынков, Марина Самохина и многие другие. Всем им, и живым, и уже ушедшим из жизни, спасибо и низкий поклон.
Своего рода символом торжества была красная ковровая дорожка, которая проходила через весь дом. У двери каждой экспозиции стоял свой экскурсовод. Экскурсии велись быстро, эмоционально, на подъеме. А поток экскурсантов все не иссякал и не иссякал.
И сейчас помнятся имена многих из тех, кто показывал в тот день музей посетителям. Это и уже упомянутые мною Борис Викторович и Нина Трофимовна, и молодой, впоследствии заслуживший общее признание Е.В. Проц, и С.Л. Жидкова, отдавшая долгие годы служению Спасскому... Большую экскурсионную работу в летний период там многие годы, пока не был создан свой штат, вели посланцы Орла Е.М. Шинкова, И.А. Костомарова, Л.А. Балыкова, Р.М. Алексина, А.Т. Молозева, И.П. Клековкина... С чувством благодарности вспоминаю работавших в те годы в заповеднике В.П. Волчихину, Н.П. Седову, Е.А. Шибаеву, Т. Горину, Т.И. Копьеву, Л.А. Андрееву, старейшего представителя Спасского Р.П. Борзенкову, Ю.И. Зуева.
Атмосфера радости, которая буквально царила в день открытия усадебного дома, дополнялась выступлением актеров. С особой теплотой зрители встречали участников спасского хора, среди которых было немало сотрудников заповедника.
Нина Кирилловская

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям