Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Все сложно, все просто

20.09.2017
Наш мир такой маленький. Бывает, вовсе сужается до размеров пустой комнаты, в который ты сам сжимаешься от страха и одиночества. И ждешь, и порой немного веришь, что придет кто-то внеземной, решит все твои проблемы, покажет, как надо жить. И не страшно, если это будет зеленый гуманоид с десятью глазами и пульсирующими щупальцами. Может, так даже лучше… Представьте, есть где-то десять человек, которым повезло пообщаться с внеземной цивилизацией. Назовем таковых условно счастливцами. Потом кто-то встретился с ними и написал пьесу. Ну, к примеру, некто Иван Вырыпаев. А еще есть режиссер, который все это поставил в Орле, скажем, Наталья Крючкова. И актеры, которые воплотили замысел, – ну, хотя бы студенты актерского курса театра «Свободное пространство» и ОГИИК (руководитель постановки – заслуженный артист РФ Валерий Лагоша)… Понимаю, представить сложно. Тогда просто приходите на спектакль «UFO». И пожалеете. Нет, не о купленных билетах, а о том, что так долго не выходили на контакт.
 
Выйти из сумрака
Кто такой Иван Вырыпаев, так сразу и не скажешь. Режиссер, актер, драматург, обладатель множества профессиональных наград – это понятно. А еще это человек, который читает жизнь и пишет о ней. Именно в таком порядке. Артхаусность его работ самоотверженно разбивается о реалистичность. И наоборот. В любом случае, это надо видеть и разрешить себе понять – без страха и упрека. Иначе рискуем всерьез умереть от «кислородного голодания» и не пережить любовь, которая не сильнее смерти, а сильна, как смерть.
Он говорит о самом важном, о том, над чем живущим по инерции «некогда» задуматься: о Боге, любви, красоте, свободе, сне и бодрствовании, свете и слепоте.
В новом спектакле-контакте, идущем на сцене «Свободного пространства», актеры и режиссер довольствуются малым. Им и нужен-то только стул, большой экран и вся Вселенная.
Именно в таком антураже вдумчивому интервьюеру Вырыпаеву (Дмитрий Крыхтин) рассказывают о случившемся то ли мошенники, то ли очевидцы. Здоровый скептицизм с долей не менее полнокровной и розовощекой иронии постепенно уступает место потрясению, что ли… А как еще охарактеризовать встречу с неизведанным…
Десять человек, которым открылось нечто, по сути, проходят один и тот же путь. Блуждание во тьме, комфортной, знакомой, тривиально привычной человеческому глазу, вспышка, шок от полученного знания, эйфория, тщетное желание остановить мгновение и страх быть не понятыми теми, кто все еще блуждает.
Искушенные
Естественная потребность разделить знание вступает в противоборство с защитным инстинктом умолчать о нем, завуалировать, скрыть, предать ретуши обыденной реальности. Выход один – беседа с заинтересованным зрителем, как исповедь, после которой простят грех сорвавшим запретный плод.
Каждый это делает по-разному, как может. С трезвостью американской домохозяйки, воодушевлением студентки из Австралии, строгостью бизнес-тренера, грубоватой безразличностью русского программиста, осевшего в Бангкоке, педантичностью австрийского топ-менеджера, эпатажем неформала…
Очередной диалог – самостоятельный моноспектакль. И это не забавный студенческий этюд. Здесь задание посложнее – показать, что такое хорошо – не в морально-нравственном аспекте, а в духовно-физическом: через встречу с любовью (Ангелина Чернолихова), проникновение в тишину (Анастасия Халуева), ощущение невероятной простоты и гармонии с природой (Евгения Вишнякова), познание энергетических каналов, которые неразрывно связывают все вокруг (Лидия Ефанова), через науку просто быть собой (Александр Аксиненко), принятие всего, что с тобой происходит (Надежда Староверова), озарение, что мы не хозяева, а гости (Анастасия Ребракова), знакомство с Богом не через идею, а через ощущение и созидание (Лилия Красова), обретение дома (Виктория Ротарь), нахождение смысла (Сергей Степанов).
Все это, такое нереальное, абстрактное, звучит на удивление трезво, сухо, рационально. Каждый монолог, казалось бы, на темы отвлеченно-возвышенные дает отважный бой иллюзиям и инфантильности. Одно слово разбивает молчание и бесконечность. И от этого слова черно-белый мир меняется. Мы почти не замечаем, как происходит это на большом экране, потому что отвлечены изменениями в самих себе.
Как слово наше отзовется
Ученые говорят, что свой мозг мы используем едва ли на десять процентов, актеры в лабораторных условиях продемонстрировали, что душу свою мы вообще задействуем процентов на пять от силы. Неправильно как-то.
Мы вообще очень бедны духовно – именно наше поколение – смотрите в глаза. Навязчивое сравнение прозрения в спектакле с наркотическим бредом было неприятно и всерьез коробило. Но в резервации духовной и культурной скудности, куда сами себя загнали, других аналогий вроде как и нет… Говорят, у греков был катарсис... Но не стоит бросать такие слова, а то еще подумают, что рекламируем новый сорт запрещенных веществ…
Очень ловко в спектакле неопознанное превращается в непознанное. А это куда сложнее и трагичнее. Печально наблюдать, что люди разучились видеть любовь, объяснять тишину, ощущать полную безопасность, самого себя и дружественность мира. Сегодня гармонию ждем исключительно извне, а раньше ее героически искали внутри.
Так что, если бы внеземных цивилизаций не существовало, их следовало бы выдумать.
А пока просто повторяйте вслед за Вырыпаевым и этими ребятами асаны – молитвы – моральные заветы – кредо – статусы: «Мы сами все усложняем. Быть открытым и свободным просто. Нужно научиться жить так, чтобы ощущать себя частью мира, а не его центром. Жить с благодарностью, дающей энергию».
НЛО вашему дому
Дипломный спектакль, вошедший в репертуар театра, стал экзаменом и уроком. Здесь говорится о том, как страшно существовать без смысла, не найти свой путь и еще о многом таком, что не умещается в голове: «Вначале нужно просто почувствовать, что мир – это творение, и что мы все – часть этого творения, и что наша жизнь – это творчество внутри этого творения. А вера в Бога, жизнь с Богом начинается с момента, когда ты соприкасаешься с этим творением. Когда наше сердце вдруг начинает ощущать этот контакт с этим творением. И, разумеется, с творцом. Потому что творение и творец – это всегда одно и то же...»
Постановка для зрителя превратилась во встречу с НЛО. Все было так. Черная орбита малой сцены, потом лица, но это не важно, и голос, голоса, извне, изнутри, отовсюду. Что-то делают, проводят какие-то опыты над сознанием. И на свою душу смотришь как бы со стороны – из тела. Больно, страшно, стыдно, потом – блаженство озарения. И никогда уже не забудешь. А расскажешь – посчитают психом.
Актеры представили разные образы, у которых было почти практико-техническое применение – усилить громкость вечной музыки Вселенной, пропустив ее через себя.
Поэтому наберитесь смелости – и всмотритесь, и прислушайтесь сами.
Не бойтесь. Драматург, режиссер, творец благодушен. Уж коли этим десяти персонажам удалось найти автора, стать частью художественного пространства, точно так и мы можем найти Бога и свое место в мироздании.
 Ольга Сударикова, фото Олеси Суровых 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям