Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Время быть счастливыми

11.10.2017

С 21 по 24 сентября в Орле проходил III Международный кинофестиваль «Отцы и дети». Здесь рады зрителям всех возрастов, ведь уникальная особенность фестиваля в том, что все творческие работы, как фильмы, так и анимация, подобраны с расчетом на семейный просмотр.

Кино, я люблю тебя

Осень, как писал классик, унылая пора, но именно она становится прекрасным фоном для творчества, личностного роста и любви, а все это, наряду с бесстрашием, – лучшие средства от ипохондрии и самые сильнодействующие компоненты качественного кино. Уверена, зрителям фестиваля удалось преодолеть осенний сплин, встрепенуться душевно и интеллектуально – а для этого он и был задуман и организован Мариной Куликовой, известным режиссером, руководителем детской студии кино и ТВ «Поколение ХХI».

В конкурсной программе приняли участие фильмы по семи категориям: игровые, документальные полнометражные и короткометражные, анимационные, дебютные и студенческие, фильмы для детей и всей семьи.

«Отцы и дети»-2017: итоги

Гран-при кинофестиваля получил анимационный фильм «Слушая Бетховена» выдающегося режиссера-мультипликатора, гордости мировой и отечественной анимации Гарри Бардина. Новый мультфильм классика анимации – это аллегория торжества свободы. В иносказательной форме через борьбу тоталитарного, унифицированного до последнего винтика мира страшных машин и мира живой природы автор говорит о свободе как о первопричине всего живого. В финале она побеждает механическую нежить, потому что все дисгармоничное и противное свободному духу глубоко вторично, а свобода первична, поэтому в решающем поединке сила за ней. Как в стихотворении Александра Володина: «Правда почему-то потом торжествует…»

Гран-при в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» присужден фильму Виктории Токаревой «Переплетение судеб», рассказывающему о жизни и творчестве Алексея Федоровича Львова, русского скрипача-виртуоза, композитора, дирижера, автора музыки первого российского гимна. В фильме принимает участие народный артист России Альберт Леонидович Филозов. Зрителю предлагается проследить, как через нерасторжимую духовную связь эпох и общий культурный вклад в будущее России связываются судьбы двух выдающихся художников. Эта последняя работа мастера в кино. Фильм посвящен памяти артиста.

Гран-при в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм» присужден молодому талантливому режиссеру Николаю Лысенкову за фильм «Я был, я есть, я буду». Фильм снят детьми от 12 до 17 лет. Картина о проблеме подросткового суицида и путях ее преодоления. Герой этой социальной драмы, юноша лет пятнадцати, попав в трудную жизненную ситуацию, решается на непоправимое, но отчаянное неравнодушие, понимание и элементарное человеческое внимание со стороны любимой девушки заставляет его отказаться от своих намерений и ответить на вызовы судьбы. Обоим удается сделать верный выбор. Фильм о том, что безвыходных положений не бывает, но всегда есть ситуация выбора, и его надо сделать правильно.

Диплом лауреата в номинации «Музыка кино» получила Сабина Мурадян за музыку к фильму «Я был, я есть, я буду». Яркий и пронзительный музыкальный образ, созданный певицей и композитором, подчеркивает жизнеутверждающий месседж картины.

Лауреаты кинофеста

Лауреатом в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» стала картина «Наследие. Шаг в будущее» режиссера Ильи Михайлова-Соболевского. Это фильм-размышление о судьбе русского классического балета, о будущем его великих традиций, до сих пор возносящих этот блистательный вид искусства на вершину мирового художественного олимпа.

«Король танца», ныне ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе, а также заслуженный артист России Илья Кузнецов, двадцать лет являвшийся ведущим солистом Мариинского театра, и другие профессионалы рассуждают о том, как в современных условиях помочь юным талантам пройти тернистый путь к заветной мечте – стать артистом балета, о том, как важно правильно расставить приоритеты в собственной жизни и в искусстве.

Самый юный герой фильма – танцовщик балета, одаренный мальчик Стефан Отто. Стефан с трогательной серьезностью говорит о природе этого вида искусства, о своей преданности ему.

«Наследие. Шаг в будущее» – еще и фильм-предостережение, напоминающий о хрупкости всякой рукотворной красоты, о необходимости беречь бесценное наследие, созданное для нас талантливейшими людьми России.

На фестивале была представлена первая серия российско-германской кинотрилогии для всей семьи «Ein, zwei, drei» режиссера Анны Багмет, снятая при поддержке Культурного фонда Валерия Золотухина и Международного союза немецкой культуры. Фильм о межличностной и межнациональной дружбе, о взаимодействии культур, о любознательности, добросердечии, открытости миру, которые каждого человека любого возраста и национальности делают гражданином мира.

Картина победила в номинации «Лучший игровой фильм для детей и юношества». Иван Золотухин награжден дипломом лауреата за «Лучшую мужскую роль» в фильме «Ein, zwei, drei», Ариана Видигер стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль».

Через тернии – к зрителю

К сожалению, кино, отмеченное ясностью мысли, с глубоко обусловленными ходами, с продуманной драматургией нечасто увидишь по телевидению, и фестивали становятся редкой возможность посмотреть такие картины. Современному кино сейчас нелегко. Государство смотрит на него как на средство агитации, продюсеры – как на коммерческое предприятие с высокой степенью риска, а для неискушенного зрителя кино – шанс на время уйти от проблем.

Впервые кинематограф оказался в столь сложной ситуации. Как говаривал Маяковский, «ложе Прокрустово – лежу и похрустываю…» Зритель тем временем похрустывает попкорном, просматривая очередную непритязательную комедию из серии «увидел-забыл». Немногих сегодня заботит, что коммерциализация кино, занижение интеллектуальной планки, потакание откровенной безвкусице не шаг назад, а выстрел в висок, гибель кино как культурного и художественного феномена.

Очень точно о диктате рынка и навязанном им отношении к кино как к ширпотребу сострил Рональд Рейган, начинавший свою карьеру актером: «Продюсеры не стремились сделать эти фильмы хорошими – они стремились сделать их к четвергу».

Эти «фильмы к четвергу», кабальная зависимость режиссера от продюсера, требования формата – та безвоздушная среда, в которой великое авторское кино попросту задохнулось; а молодой зритель, соблазненный развлекательной заманиловкой, проголосовал рублем за «Звездные войны». Именно тогда Феллини, заглянув в один из кинотеатров, специализировавшихся на показе его фильмов, и найдя зрительный зал пустым, сказал: «Мой зритель умер».

Эта беда коснулась и российского кинематографа. В последние годы Эльдар Рязанов с горечью писал: «Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей».

И все же будем оптимистами: есть еще влюбленные в кино профессионалы, которые, преодолевая трудности, снимают глубокие по смыслу социальные картины на современном российском материале. Есть и зритель, способный внутренне противостоять страшной волне масскульта, который ищет не броское, а умное, элегантное, неожиданное кино. И большая удача и счастье, когда режиссер и зритель находят друг друга.

Инга Радова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям