ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Возрождение русской усадьбы

25.04.2018

На прошлой неделе в Орле побывал главный летописец русской усадьбы современности Вадим Разумов. Автор блога «Летопись русской усадьбы», чуть ли не самый знаменитый российский экскурсовод, полтора года назад запустивший проект «Усадебный экспресс», он прибыл в наши края, до сих пор представлявшие для него тайну за семью печатями, по приглашению автора «Прогулок по Орлу» и большого друга нашей редакции Марины Алексеевой (и ей за это отдельное спасибо). Мне посчастливилось встретиться с Вадимом в первый день его трехдневного путешествия по Орловщине, во время посещения сильно впечатлившей его Сабуровской крепости. Затем были усадьбы Шатиловых в Моховом и Голицыных в Голуни, Новосильцевых в Первом Воине и Фета в Клейменово, поиск малой родины предков и прогулка по Орлу. Но это потом, и наверняка Вадим, проникшийся красотой нашего региона, вернется сюда и еще о многом расскажет. Пока же, в Международный день охраны памятников и памятных мест, наш гость поведает о первых впечатлениях от Орла, о том, как можно развивать регион и зарабатывать на усадебном туризме, и о многом другом.

Блеск и нищета

– Вадим, как вы, экономист по образованию, вдруг стали усадьбоведом и экскурсоводом?

– Когда защитил диссертацию по экономической дисциплине (я кандидат экономических наук), тогда и понял, что хватит посвящать время экономике, пора заняться чем-то творческим. Как-то мне в руки попал сборник, посвященный усадьбам Подмосковья – там их насчитывалось порядка шестисот. И я задался целью все их запечатлеть. На тот момент в Интернете было очень мало информации на эту тему: описывались, как правило, десять-двадцать мест, сносно сохранившихся или восстановленных. А те усадьбы, в которых остались, к примеру, лишь храмы, парки, оказались забыты историей, но на самом деле достаточно интересны. Туда я первым делом и поехал.

– Были какие-то из заброшенных усадеб, которые особенно поразили своей красотой или, допустим, масштабом запустения?

– В Московской области есть усадьба «Гребнево» – это достаточно крупный архитектурный ансамбль. В последние годы перед революцией там располагался, как это принято сейчас говорить, элитный санаторий. В начале 1990-х его отреставрировали, но затем он сгорел. И вот уже двадцать пять лет весь комплекс постепенно разрушается. Два года назад обвалилось одно крыло главного дома – там находился бальный зал. Сейчас усадьба пребывает в плачевном состоянии, ее пытаются продать с аукциона уже года три, но пока не получается.

Вот это место поразило меня в свое время масштабом, красотой – барские пруды, острова, на одном из которых видны остатки театра, множество сохранившихся построек, в том числе главный дом, конный двор, флигели, парадный въезд – и тем, насколько оно заброшено, хотя и находится совсем недалеко от Москвы… Я часто его посещал и много о нем писал в своем блоге.

 

На поезде к мечте

– Помимо прочего вы являетесь автором популярного туристического проекта «Усадебный экспресс». Расскажите о нем подробнее.

– Я давно хотел заниматься экскурсиями, чтобы применить большой опыт, полученный во время собственных путешествий. И вместе с тем не хотелось банальности и скуки, а интересной, взрывной идеи, связанной с самой формой экскурсии, с логистикой, не было. Но вот – пришло. И в конце 2016 года появился проект «Усадебный экспресс», в котором реализовано сразу несколько прорывных идей.

Путешествуем мы по железной дороге – едем в обычных поездах, но в отдельных вагонах, которые арендуются специально под группу (в среднем от двадцати до пятидесяти человек), чтобы никто чужой не подсел к нам. Уезжаем и прибываем в пункт назначения точно по расписанию, иначе говоря, проблема пробок, с которой неизбежно сталкиваешься, путешествуя на автотранспорте, уже снимается. У нас много туристов из разных регионов и даже стран.

– Итак, первая фишка проекта – удобная логистика. А что еще?

– Сами экскурсии. Хотелось уйти от академизма и разбавить наши путешествия интерактивами, чаепитиями, то есть создать ощущение полного погружения в усадьбу. Это, безусловно, интересно туристам, но и для музеев тоже есть большой плюс: они получают не пятьдесят-сто рублей за стандартную экскурсию, а могут выставить счет за интерактив, то есть заработать раз в десять больше. К тому же в музее на проведение таких мероприятий задействуется, как правило, весь персонал.

– Какую-то глобальную цель ставили, начиная проект?

– В первую очередь хотелось заинтересовать людей. Все сплошь и рядом ездят за границу и не замечают, сколько прекрасных памятников и потрясающих мест есть рядом. А так – новые цели появляются каждый год.

Сначала просто хотелось посетить усадьбы, о которых узнавал. Потом – сделать хорошие фотографии, потом писать о них интересный блог, потом рассказать людям про каждую усадьбу, делать в рамках интернет-ресурса большие и подробные посты, с максимально полной информацией о каждой из них. Позже началась волна возрождения усадеб, и я сейчас пытаюсь описывать все счастливые примеры восстановления усадебных домов или комплексов, рассказывать о тех, которые продаются или сдаются в аренду, и таким образом показывать людям существующий тренд, популяризуя его.

Возрождение руин

– Я правильно понимаю, что в настоящее время в России потихоньку начал формироваться рынок продажи исторической недвижимости, который в Европе развит уже очень давно?

– Да, в большинстве стран Европы вряд ли найдешь бесхозные руины. У нас же все только зарождается. Мне, бывает, звонят инвесторы, желающие купить ту или иную усадьбу. Я вожу, показываю. Одного из таких знакомых совместно с Министерством культуры Рязанской области я привез в усадьбу Кастровых, что в городе Касимов. И он уже второй год работает над ее возрождением: восстановил флигель и планирует двигаться дальше. Думаю, скоро усадьба заработает. Есть и еще интересующиеся люди. Цели разные: кто-то хочет купить для себя, кто-то сделать гостиницу, кто-то – арт-объект…

В ряде российских регионов этой темой начинают интересоваться власти. Выходят, в том числе, на меня по вопросу привлечения инвесторов. В прошлом году я, например, делал инвестблогтур в Липецкую область: пригласил с собой журналистов, пишущих для изданий Forbes, «Московский комсомолец» и других, нацеленных на потенциальных благотворителей и меценатов. Мы проехали по усадьбам, которые были на тот момент восстановлены и которые еще нужно восстановить. А затем о них рассказали в СМИ. Сейчас я планирую организовать подобный тур в Тульскую область, потенциально рассматриваю Тверскую.

– Если, к примеру, задаться целью организовать подобный инвесттур в Орловскую область, это возможно?

– Да, но должна быть четкая заинтересованность со стороны региональных властей. Вот, к примеру, в Тверской области все очень быстро закрутилось. Там уже разработаны маршруты, сделаны путеводители, запланировано восемь блог-туров. В общем, регион активно вкладывается в свое развитие на туристическом направлении. 21 апреля я везу в Тверь «Усадебный экспресс».

Нечто подобное можно сделать и в Орловской области, заключив соглашение на уровне управления культуры. Разработать интересный маршрут, договориться, чтобы в «Ласточке» запланировали один вагон под «Усадебный экспресс», и через два-три месяца организовать двухдневную поездку в Орел. Я мог бы также сделать по орловскому направлению аудиогид (от Москвы до Тулы уже есть), чтобы люди могли скачивать его и слушать информацию об интересных, знаковых местах региона. Плюс, опять же, можно было бы договориться с пассажирской компанией о размещении в вагонах «Ласточки» рекламной информации об орловских памятниках и достопримечательностях. Здесь сработает важный момент популяризации: в тур поедут, допустим, пятьдесят человек, а узнают об этом тысячи.

Вообще, Орловская область для меня всегда была тайной, которую давно хотелось раскрыть. Очень рад, что, наконец, сюда приехал. И то, что увидел, уже поразило. Хочется более детально и красиво это снять, проработать.

Нужна подлинность

– У вас ведь есть орловские корни…

– Я знаю, что моя прабабушка родилась в деревне Княгинька, на границе Орловской и Тульской областей. А прадедушка, ее муж, родом из деревни АрхаровкаКорсаковского района. Эти места я намерен посетить если не в этот раз, то в ближайшей перспективе. А, возможно, и организовать проект по изучению моей орловской родословной.

– Реставрация исторических объектов – дело дорогостоящее. Обязательно ли, на ваш взгляд, полностью сохранять их подлинность, если уж вопрос становится ребром: спасти или разрушить?

–Безусловно, нужна подлинность. Прошлым летом в Россию приезжал глава NationalTrust Саймон Мюррей (британская некоммерческая и негосударственная организация, национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты. – Прим. ред.), для которого я разрабатывал программу путешествия по нашим регионам, и мы много раз встречались, общались. Так вот, он сказал: если вы будете и дальше восстанавливать усадьбы так, как делаете это сейчас – сплошные новоделы, лучше вообще ничего не делать. Нужно восстанавливать скрупулезно и точно, чтобы максимально сохранить аутентичность места. Если осталась даже одна единственная дощечка, ее нужно сохранить.

Конечно, средняя окупаемость такого проекта – десять-двадцать лет, да и то если правильно подойти к бизнес-идее. Срок немаленький, поэтому, конечно, как правило, восстановление того или иного памятника, усадьбы – это на первом этапе меценатство, благотворительность. Человек влюбляется в место и развивает его, делая это большей частью для души. И, тем не менее, спрос есть, поверьте. И регионы, которые понимают это, прилагают все усилия для продвижения той красоты, которой обладают. Ведь интерес к родной истории и, в том числе, к русской усадьбе неизбежно растет.

Ольга Шевлякова

Кстати

Отчет о поездке по орловским усадьбам Вадим Разумов опубликовал в своем блоге – «Летопись русской усадьбы». Ознакомиться с ним можно по ссылке deadokey.livejournal.com/434025.html

Фото Вадима Разумова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям