Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Премьера

Вот такое кино

21.10.2014
Компания «Невафильм Research» провела исследование российского кинорынка. Оказывается, ситуация с «большими экранами» в нашей стране складывается довольно напряженная. Отсутствие господдержки, постоянно меняющиеся правила игры, непрекращающиеся реформы в отрасли приводят к тому, что кинобизнес становится менее рентабельным. Некоторые игроки попросту покидают поле. Вот и Орел рискует остаться без двух кинотеатров.
 
От прибыли к банкротству
Орловский кинорынок сегодня представлен пятью кинотеатрами. ООО «Орелкиноцентр» управляет кинотеатром «Октябрь». Именно этой компании принадлежит заслуга возрождения «больших экранов» в областном центре. В 2007 году «Орелкиноцентр» под руководством Николая Медведева взял в аренду и реконструировал упомянутый выше кинотеатр. В 2009 году этот кинопрокатчик стал первым в Орле, кто начал транслировать фильмы в формате 3D. В этом же году ОАО «Орелкиносервис», которому принадлежат «Современник» и «Победа», оснастило кинотеатр «Современник» 3D-установкой. В борьбе за зрителя компания реконструировала и «Победу».
Видимо, предпринятые меры дали результат, и в 2012 году «Орелкиносервис» получил около 18 млн рублей чистой прибыли при общей выручке в 21,5 млн рублей. На этом фоне удивление орловцев вызвало появившееся в начале этого года объявление о продаже «Современника» и «Победы». Цена вопроса – 150 и 75 млн рублей соответственно.
Дальше – больше. Месяц назад представители ОАО «Орелкиносервис» обратились в Арбитражный суд Орловской области с просьбой признать компанию несостоятельной. 22 сентября суд принял заявление. Рассмотрение дела, как некогда прибыльное ОАО дошло до банкротства, назначено на 21 октября. К слову, и в «Победе», и в «Современнике» пока еще идут кинопоказы.
Стала ли одной из причин банкротства компании жесткая конкуренция со стороны «Гриннфильм», входящего в структуру ТМК «Гринн», в ОАО «Орелкиносервис» не комментируют. Фактом остается то, что через год после открытия «Гриннфильма» кассовые сборы «Современника», «Победы» и «Октября» снизились в общей сложности на 5 млн рублей.
Кстати, ведущим сегментом отечественного кинорынка (65 процентов) являются именно залы в торгово-развлекательных центрах. Соперничать с этим сектором крайне сложно. В дополнение к фильмам здесь предлагают огромный ассортимент прочих развлечений. К тому же в таких кинозалах высока посещаемость так называемых «стихийных зрителей», зашедших, например, купить продукты и оставшихся в итоге на сеанс.
Но вернемся к орловским реалиям. Кроме упомянутых «больших экранов» в областном центре действует кинотеатр сети «СинемаСтар», а также несколько мини-кинотеатров для показа фильмов формата 5D и 7D. Однако, пресытившись техническими новинками, орловцы постепенно охладевают к местной киноиндустрии.
 
Артхаус vs мэйнстрим
– С начала года в прокат вышло свыше 200 картин. При этом продажи билетов снижаются. Причина? Среди новинок преобладают продолжения ранее снятых западных фильмов, римейки, молодежные комедии с юмором «ниже пояса», а вот качественным репертуаром, в том числе российским, похвастаться крайне сложно, – сетуют в кассе одного из орловских кинотеатров.
Для справки, самыми кассовыми по итогам 2014 года обещают стать американские блокбастеры. Это «Трансформеры: эпоха истребления», «Люди Икс: дни минувшего будущего», «Годзила». Хорошие сборы оказались также у «Малифисенты» и «Планеты обезьян». Российских фильмов нет даже в предварительном списке «Топ-10».
Устали зрители и от формата 3D. Эффект цифровых технологий, который пару лет назад обеспечил всплеск кинорынка, уверенно сходит на нет. Действительно, массовое внедрение «цифры» имеет свои негативные последствия, отмечается в исследовании «Невафильм Research». Сегодня малым релизам приходится вступать в жесткую конкуренцию с блокбастерами. В то время как представители мэйнстрима имеют возможность увеличивать свои тиражи и сборы, арт-проекты уходят в формат «кино по запросу» и альтернативного контента.
Но нет худа без добра. Сегодня в Орле, например в Центре своевременного искусства, проходят показы артхаусных кинолент, обсудить которые можно по окончании за чаем с плюшками. Эта тенденция характерна не только для областного центра. С форматом таких особенных событий все чаще готовы экспериментировать кинолюбители и в целом по стране. В результате этого кассовые сборы программ креативного контента достигли в России 0,3 процента. Цифра небольшая, но сопоставимая с уровнем отдельных европейских стран.
Впрочем, напряженности на отечественном кинорынке креативный контент не снимает. Головной боли производителям, прокатчикам и владельцам кинотеатров добавляет нестабильность государственной поддержки этого вида бизнеса.
 
Рискованный бизнес
Так, со сменой внешнеполитического курса чиновники заговорили о возобновлении квотирования отечественного проката. Это приведет к снижению инвестиционной привлекательности кинематографической отрасли в целом. Информационное издание «Синемаскоп» предлагает такую альтернативу квотирования, как экономическое стимулирование кинотеатров за количество показов отечественных фильмов. В частности, доля российских лент в годовом репертуаре кинотеатра должна составлять не менее 30–35 процентов. Такие программы, например, активно применяются во Франции, Великобритании, Германии. Услышит ли власть кинопрокатчиков, никто не уверен.
Сегодня ясно только одно: с прошлого года усилилось давление со стороны правоохранительных органов на кинотеатры, отмечают эксперты «Невафильм». Ряд громких дел был решен не в пользу кинопрокатчиков. Порой ситуация доходит до абсурда. Например, в Новосибирске наложили штраф на кинотеатр за «пропаганду употребления наркотиков» в фильме «Волк с Уолл-стрит», имеющем прокатное удостоверение, выданное Министерством культуры. Очевидно, что кинодемонстраторам нечего противопоставить этим решениям. В отсутствии эффективной объединяющей организации их бизнес становится все более рискованным.
О начавшейся стагнации российского кинобизнеса говорит и тот факт, что развитие современных киносетей в регионах идет все медленнее. В глазах инвесторов доверие получают в основном федеральные проекты, тогда как случаи расширения малых региональных сетей в последнее время все более редки. И это на фоне того, что число закрытых кинотеатров достигло в 2013 году максимального количества с периода 1990-х. Например, в прошлом году в России прекратили работу 44 кинотеатра, в первом полугодии текущего – еще 30. В такой ситуации на первый план выходят усилия областных и муниципальных властей, которые могут создать программы по реанимации местного кинобизнеса. В противном случае «кина не будет» совсем.
 
 
Виталия Плахова

Справка "ОВ"
Самыми ожидаемыми премьерами для орловцев, по мнению местных кинопрокатчиков, являются третья часть известной франшизы «Голодные игры: Сойка-пересмешница», продолжение саги «Хоббит» – «Битва пяти воинств». Кассовой обещает стать и лента о Второй мировой войне «Ярость» с Бредом Питом и звездой «Трансформеров» Шаей ЛаБаф в главных ролях.
А вот отечественные кинопроизводители к Новому году сняли аж четвертую часть фильма «Елки». Только события будут происходить в 1914 году. Российская империя, канун Рождества. Предпраздничные пробки на дорогах, народные гулянья, роскошные балы во дворцах и скромные посиделки, творческая интеллигенция и спортсмены – все то же самое, что и сто лет спустя, но совсем по-другому. Объединяет времена подготовка к празднику и ожидание настоящего чуда – Рождества. Приятного просмотра!

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям