Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«Во дни сомнений» как найти опору?

18.11.2015

На рубеже веков, и тем более тысячелетий, как-то особенно остро проявляется интерес человечества ко времени. То ли некая необходимость подвести итоги берет свое, то ли атмосфера неизбежных перемен сказывается. Теперь уже сама история становится востребованным героем эпохи, как бы парадоксально это ни звучало. И осмысление этого факта находит крайне любопытное отражение в искусстве.

В час появления на свет

Один из ведущих поэтов современности Андрей Василевский в сборник «Еще стихи» поместил такие горько-иронические строки:

Бред Питт, а не Ахилл,

рыдает о Патрокле.

А чем его глаза намокли?

Они намокли

мировой культурой.

Да, мы видим, как человек постепенно, из века в век, проделывает безвозвратный путь от современника к читателю, а затем и к зрителю, причем не особенно озадаченному глубиной переживания, вполне приспособленному к культурным кодам, не желающему растрачиваться на катарсис. Что же произошло? Теория прагматического подхода к прошлому, настоящему и будущему все объяснила, доказала, убедила, поэтому костюмированных сцен и приближенных к нашему дню идей оказалось вполне достаточно, чтобы прикрыться маской исторической достоверности.

И на этом фоне такой редкой драгоценностью, такой удивительной возможностью приобщиться к нашей истории, истинной культуре становятся достоверные образцы бережного прочувствованного отношения к прошлому. В очередной раз это продемонстрировал литературный музей Ивана Сергеевича Тургенева, как всегда встречавший друзей 9 ноября в полдень, в день и час появления на свет нашего великого земляка. На этот раз действо носило название «Тургеневские театральные традиции в Орловском литературном музее». А их, как показало вступительное слово заведующей музеем Елены Мельник, было предостаточно.

Чествование

в музее

Четверть века музей сотрудничает с абсолютно уникальным песенным коллективом из Орловского Полесья «Калиновый садок». Его участники не только сохраняют творческие традиции своего родного края, но и активно пропагандируют их. Традиционные Полесские чтения, постоянные выездные выступления, экскурсии по музею народной песни в селе Ильинском, инициативы по созданию музея Тургеневского рассказа в селе Льгов – это лишь малая часть самоотверженной деятельности этих мужественных людей в условиях тотального чиновничьего произвола, всепоглощающей выгоды и бездушной оптимизации. Бессменный руководитель коллектива, заслуженный работник культуры РФ Любовь Нелюдимова рассказала, какое потрясение переживают люди из самых разных уголков, оказавшись в простой деревенской избе, увидев воочию незамысловатое, но разумное ее убранство, прикоснувшись к русской печи-целительнице, недавно отстроенной и введенной в музейную экспозицию национального быта. И русская песня становится кульминацией постижения народного духа, особенно если ее исполняют люди исключительной духовной порядочности, строгой самооценки и четкой нравственной ориентации. Все друзья музея смогли убедиться в этом, ведь «Калиновый садок» яркой песенной каймой оторочил весь праздник.

В этот день чествовали и верного друга музея Рахима Рахманова, который долгие годы является бессменным участником многочисленных творческих проектов. Именно его голос чаровал гостей на Призрачном балу во время проведения самой первой Ночи музеев в Орле. Музыкант, исполнитель и режиссер, он смог в каждое мероприятие внести неповторимый колорит страстной энергии и чувственной созерцательности. На празднике был представлен литературно-музыкальный мини-спектакль по повести Тургенева «Песнь торжествующей любви», в которую гармонично вплелись чарующие романсы на стихи Гарсиа Лорки.

Знаковая ретроспекция

Творческие идеи Тургеневского музея неразрывно связаны с театральной студией Института эстетического образования ОГУ «Ювента», которая на протяжении 15 лет вместе с научными сотрудниками занимается реализацией проекта «Возрождение тургеневского усадебного театра». В этот понедельник как раз и вспомнили о многочисленных пьесах, возрожденных на музейных подмостках. Кстати, это стало поводом для осмысления театральной культуры прошлых веков. Ведь данный вид искусства был необычайно востребован в ХVIII–XIX веках и порождал затеи театров столичных и провинциальных, профессиональных и любительских, зарубежных и отечественных. А это не могло не повлиять на формирование мировоззрения и творческого дара Ивана Тургенева.

Создавая знаковую ретроспекцию, теперь уже новые члены «Ювенты» показали отрывок из пьесы Н.П. Свечина, друга родителей Ивана Сергеевича, «По усам текло, а в рот не попало»(1821 г). Выбор не случаен: действие комедии происходит в саду под качелями в Спасском, а все конфликты улаживают Варвара Петровна и Сергей Николаевич Добровы, то есть как бы родители будущего классика, снабженные говорящей фамилией. Незамысловатый сюжет, согласно которому зловредные бурмистр (Д. Коробов) и мельничиха (Н. Хомченко) пытаются разлучить Агафью (Е. Баканова) и садовника (Е. Помелухо), приводит в итоге к счастливому финалу. Но об этом зрители до поры до времени не знают, поэтому увлеченно следят за коллизией, разбираются в разоблачениях и внимают обвинениям мельника (Г. Трещев), харчевника (В. Боровков) и писаря (А. Туманов). Именно с этой комедии в 1999 году начались как музейно-вузовский проект, так и многолетнее плодотворное сотрудничество.

Очередной день рождения Тургенева доказал, что новым этапом развития «Ювенты» и реализации театральных идей стало обращение к «дворянской» пьесе – комедиям Княжнина и Шаховского. Творчество последнего увлекло на несколько лет, ведь не случайно Пушкин в «Евгении Онегине», отдавая дань театральному искусству, сказал: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой». «Ссора, или два соседа» стала прекрасной возможностью вспомнить о театре положений. На постоялом дворе влюбленный юноша Виктор (В. Гудков) мечтает встретить предмет своих чувств, но оказывается в опасной близости со своим подозрительным отцом Сутягиным (А. Бушунов) и нервным отцом Оленьки Вспышкиным (В. Морозов). Хозяйка дома Орефьевна (К. Кулешова) улаживает конфликт. Эти несколько минут забавных монологов стали яркой иллюстрацией отношений между людьми, которые, изменив лексику и интересы, нисколько не поменяли психологию.

Театральный калейдоскоп

Свой театральный калейдоскоп «Ювента» завершила отрывком из шутотрагедии И.А. Крылова «Подщипа, или Трумф». В имении опального князя Голицына великий баснописец произвел театральный фурор: смешал драматические жанры, лексику и стили, бросил вызов классицизму и официально-политической этике. В интерпретации студенческого коллектива получилась забавная скоморошина: все события происходят в «домашнем» царстве-государстве, где все ходят в тапочках и пижамках из мешковины, а политические вопросы затрагивают сугубо гастрономические интересы. Немецкий завоеватель Трумф (А. Бушунов) добивается любви принцессы Подщипы (Ю. Локтионова), которая любит князя Слюняя (Р. Марченко) и не хочет слушать доводов своей служанки Чернавки (Я. Ермакова). Обстановку накаляет генерал Дурдуран (А. Драхлов), и ситуация вовсе выходит из-под контроля.

Этот театральный триптих, отражающий вехи сотрудничества культурно-просветитель-ского учреждения и школы высшего образования, стал неким подтверждением культурно-эстетической необходимости и творческой значимости данного оригинального проекта. И тем более приятно, что творческие эксперименты взрослого состава дополняют своими опытами маленькие друзья музея. На празднике был показан эпизод из сказки Тургенева «Последний колдун». Начинающие актеры уже блеснули своим талантом на церемонии прощания с Маменькиным садиком, теперь же они лишь напомнили, что театр – это навсегда. А всех гостей музея как всегда ждал праздничный пирог.

Наталья Смоголь  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям