Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Владимир Машков: «Хочется вызвать на дуэль самого себя»

08.11.2016
Владимир Машков – актер, которого не нужно представлять, перечисляя его фильмы и награды. Каждая новая картина с его участием становится событием, художественным откровением. Каждый его персонаж – независимо от того, кто он по профессии и социальному положению: летчик-ас, железнодорожник, вор-домушник или государь император – это личность со своим особым внутренним миром, со своей уникальной судьбой. Машков не просто вживается в своего героя, надев его костюм и примерив его гримасу, – он целиком растворяется в нем, наполняя сценарный образ самим собой, живет жизнью этого человека. Поводом для нашей встречи с Владимиром Львовичем стал выход на экраны фильма «Дуэлянт» режиссера Алексея Мизгирева. Машков в нем сыграл графа Беклемишева – главного злодея картины. Но даже говоря о конкретной роли в конкретном фильме, Владимир Машков всегда выходит на философские обобщения, заставляет собеседника по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи. Так получилось и на этот раз.
 
Внутренний враг
– Владимир Львович, в фильме ваш герой становится самым опасным соперником главного героя картины – отставного офицера Яковлева. Насколько я знаю, вы с Петром Федоровым, который исполняет эту роль, впервые вместе играли в одной кинокартине. Как вам работалось с ним?
– Мне всегда приятно находиться в кадре с хорошими актерами и людьми. Вы знаете, когда рядом с тобой талантливые люди – понимаешь, куда тебе надо двигаться, куда идти и как развиваться. Ты только тогда видишь эту дорогу для себя и понимаешь, куда тебе еще можно расти. Это всегда интересно, познавательно и полезно.
– А каково вам было играть отъявленного злодея?
– Вы знаете, мне кажется, что настоящие злодеи – это очень искренние люди. То есть он так должен скрыть свое злодейство даже от себя, чтобы не только он сам, но и все вокруг были уверены в его правоте. Вот это и было для меня самое сложное: найти эту искренность, это внутреннее согласие с самим собой. В фильме есть такая фраза: «Все люди лгут, пока не приняли какое-то решение». Вот мы многие это решение пока не приняли. Например, о том, какой фильм мы только что посмотрели. Какой он: хороший или плохой? И так довольно часто бывает в жизни. Еще я часто думаю о том, что желанная мечта многих людей – творить зло чужими руками. Получается, что ты вроде и не виноват ни в чем…
– Во времена дуэлей поводом для вызова была не только месть, но и защита своей чести, и не только своей – а, например, чести дамы. Желание убить другого человека может оправдываться любовью?
– Любовь – это такое непознанное чувство… Человек из-за любви или ради любви может просто забыть о чести. Но и, наоборот, любовь может побудить человека пойти на смерть, чтобы защитить честь дамы, и даже воодушевить человека бороться за свою честь. То есть это выбор человека: за что он борется, за что стреляется. Но чувства всегда сложнее понять, чем конкретные поступки, и не всегда их можно объяснить.
– А вам в вашей жизни хоть раз хотелось бы вызвать кого-нибудь на дуэль?
– С детства мы хотим куда-то кого-то вызвать. И в юности это тоже бывает. И позже мы периодически думаем об этом. Я вам так скажу: у меня дуэль не прекращается. Она, слава богу, без оружия, но идет регулярно – прежде всего, с самим  собой. Хочется вызвать себя на дуэль – чтобы разобраться с собой. Главный наш враг – этот тот человек, который сидит внутри нас...
 
Жизнь и смерть
– Насколько я знаю, на съемках фильма «Дуэлянт» все оружие было настоящее. Это правда?
– Все оружие в фильме действительно было настоящее. Перед тем как стрелять в кадре, мы немножечко попробовали тренироваться. Знаете, какой интересный эффект? Чем длиннее ствол – тем длиннее вылетающий огонь. Метра на три летело все, что в него было забито. И вы знаете, когда мы с Петром Федоровым по сюжету стрелялись на дуэли, нам надо было многие моменты правильно сыграть... Нет, это не очень хорошее слово, правильнее будет сказать «изобразить выстрел». То есть он должен произойти так, чтобы и с твоим организмом при этом что-то еще тоже произошло. Когда ты получаешь пулю, все остальное уже идет изнутри... В общем, мы долго стреляли друг в друга, тренировались. Главная задача была – не навредить другому актеру. Слава богу, что мы прострелили друг другу только одежду. Но все это было настолько близко и страшно…
– Смерть, мне кажется, для всех страшна. Но люди, когда вызывали друг друга на дуэль, наверное, понимали, на что они шли…
– Недавно мне кто-то рассказывал, что был очевидцем смерти великого ученого. Когда он, зная, что умирает, давал советы, распоряжения – вел себя удивительно мужественно. И кто-то из его близких в этот момент сказал: «Теперь я боюсь умереть впопыхах». То есть вот это осознание дуэли – это не смерть впопыхах. В этот последний момент человек может проявить свои самые величайшие качества. Как совсем недавно был награжден дагестанский милиционер Магомет Нурбагандов, который под дулом пистолета не предал свое дело. Это величайшие минуты и секунды открытия человека, его личности.
 
Иные миры
– Вы долго готовились к съемкам в этом фильме?
– Невозможно прийти на съемочную площадку полностью подготовленным человеком. Кино – это всегда немного импровизация. Все происходить здесь и сейчас – в данную секунду, в определенном месте... Мы живем только здесь и сейчас…
– В фильме «Дуэлянт» вы работали без дублера и практически все трюки выполняли сами. Зачем такой риск?
– Для нас, актеров старой школы, пожелания режиссера, особенно такого талантливого, – закон. Если надо упасть, то я упаду.
– Вы сразу согласились на такие опасные съемки?
– Режиссер Алексей Юрьевич Мизгирев занимается самым интересным в кино. И я инстинктивно шел за ним, стараясь схватить все его мысли и желания относительно этого материала. Потому что это его фильм, созданный его талантом. Там было много инстинктивной работы. Я даже не знаю, как это объяснить, и не помню, как все это происходило. Это были не отдельные дубли, а цельный кусок жизни. Если хотите, это было путешествие внутрь себя.
– То есть на съемочной площадке для вас самым главным является режиссер? А не бывает желания самому что-то внести, что-то исправить? Ведь вы тоже имеете опыт и продюсера, и режиссера.
– Для меня как для актера в момент работы на съемочной площадке режиссер является всем. Он – бог, который тебя ведет. Он создает миры, а я в них погружаюсь. Это удивительные исследования, чудесные путешествия. И это картина режиссера Алексея Мизгирева, а не моя. А сам я вижу ее целиком только тогда, когда она полностью готова. Когда режиссер говорит: «Все! Я ее сделал – и она теперь живет сама!».
 
Биография
Владимир Львович Машков – российский актер театра и кино.
 
Родился
27 ноября 1963 года в Туле.
 
Учеба
В 1981 году поступил в Новосибирское государственное театральное училище. В 1984-м был исключен за драку. Однако Машков не смирился и отправился в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ. В 1990 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова).
 
Работа
1994 год стал звездным для Владимира Машкова. Он исполнил главные роли в фильмах молодых российских режиссеров: в фильме «Лимита» Дениса Евстигнеева и в фильме «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. С тех пор Владимир Машков считается одним из самых востребованных артистов театра и кино.
 
Звания и награды
Народный артист РФ (2010); лауреат премий «Ника» (1997, 2010), «Золотой орел» (2008, 2010), «ТЭФИ» (2008).
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям