Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Владимир Хотиненко: «Бесы» – это мое грехопадение»

24.06.2014

Грандиозная премьера, стартовавшая на телеканале «Россия», совсем недавно была продублирована на канале «Культура». Фильм Владимира Хотиненко «Бесы» по одноименному роману Ф.М. Достоевского стал подарком и для поклонников качественного кино, и для любителей творчества великого русского писателя. Именитый режиссер выступил и автором сценария картины. Хотя совсем недавно давал зарок не экранизировать Достоевского… Владимир Хотиненко рассказал, что заставило его взяться за кинопостановку гениального и сложного романа.

«Заставил» Федор Михайлович

– Владимир Иванович, в 2011 году на телеэкраны вышел ваш фильм «Достоевский» – о жизни Федора Михайловича. А теперь зрителям представлена экранизация его романа «Бесы». Это как-то взаимосвязано?

– Если бы я не снял фильм про Достоевского, я бы точно не взялся за «Бесов».

– Почему?

– Потому что я классику не экранизирую – это мой принцип. Я просто не знаю, как можно снимать фильмы по классическим произведениям. Что еще я могу добавить, например, к Толстому, Тургеневу, Достоевскому? Да и для какой цели? Для популяризации их произведений? Мол, никто это уже не читает – так давайте попробуем об этих произведениях рассказать зрителю с помощью киносредств? Мне эта цель не интересна. В ней нет места для меня как режиссера. Хотя по классическому произведению можно снять красивое кино, показать какие-то образы. Но это задача иллюстратора. У кого-то, наверное, другое отношение к этому – недаром же так много классики экранизируется…

– И что заставило нарушить свой принцип?

– Над фильмом «Достоевский» я работал больше двух лет, и у меня было достаточно времени, чтобы проникнуться миром Федора Михайловича. И после того как фильм вышел, мне показалось, что именно в «Бесах» я найду способ продолжить историю жизни самого Достоевского, его внутреннего мира. Я нащупал потаенные пружины, которые скрываются в нем самом и в его произведениях. Поэтому и подумал, что смогу взять на себя ответственность, чтобы все это материализовать. Это – первое. А второе… «Бесы» – вообще актуальная вещь, невероятно актуальная для сегодняшнего времени. Хотя в любом случае «Бесы» – это мое «грехопадение»… (смеется).

 

Писатель на все времена

– Вы согласны с тем, что Достоевского называют писателем именно нашего, XXI века?

– Безусловно! С одной поправкой: Достоевский – писатель не только нашего века, он – на все времена. Никто не смог исследовать все стороны человеческой природы так, как исследовал он. И, по моему глубочайшему убеждению, другим в этой сфере уже делать нечего…

– Еще есть мнение, что произведения Достоевского в наши дни стали более понятны, чем тогда, когда были написаны. Вы с этим согласны?

– Я так не думаю – не считаю, что во времена Достоевского люди были глупее или менее наблюдательны, чем сейчас. Просто наступают такие времена, когда с реальностью совпадает то, о чем когда-то писали классики – темы, обстоятельства, страсти… Все это объединяется в одной точке. Вот сегодня мы наблюдаем как раз такой случай.

– Достоевского считают отчасти мистическим писателем. А вы, когда работали над фильмом «Бесы», чувствовали, что Федор Михайлович «за» или «против»?

– Ничего подобного я не ощущал – и слава Богу! Хотя… Был один эпизод. Но к нему скорее нужно относиться с иронией, с юмором, чем со страхом. Пару лет назад, когда еще шла подготовка к съемкам «Бесов», судьба забросила меня в маленький альпийский городок Больцано. Там находится могила дочери Достоевского Любы. Перед отъездом я решил сходить на ее могилу. И ночью мне приснился Федор Михайлович, и мы с ним всю ночь разговаривали!

 

Антон Шагин «вырвал» роль

– В «Бесах» собран сильный актерский состав: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Максим Матвеев, Антон Шагин... Актеров на роли вы утверждали сами?

– Конечно! А как без меня можно утвердить актеров?

– Но говорят, что сейчас век продюсерского кино, и часто режиссера ставят перед фактом: эту роль играет такой-то артист, а эту – такой-то…

– Этот вариант для меня совершенно неприемлем – я всегда лично отвечаю за актерский состав. В «Бесах» попадание абсолютное, в этой картине все на своих местах. И со своими задачами актеры справились на сто процентов.

– Долго шел кастинг?

– Долго, но не беспрецедентно. Было довольно непросто… Например, Антон Шагин буквально «вырвал» у меня роль Верховенского – главного идейного вдохновителя революционной ячейки губернского города. Он так и сказал мне: «Это моя роль!» Хотя я пробовал его на другую. Но в итоге прислушался к его мнению. Могу сказать, что Антон оказался прав – это действительно его роль.

– Какие сложности были на съемках?

– Четырехчасовую картину мы сняли всего за 35 рабочих дней. И справились с этой задачей именно благодаря актерам. Без их старания, их самоотдачи это было бы невозможно – вне зависимости от моих способностей и опыта.

Принцип «за»

– Владимир Иванович, массовый зритель уже приучен к упрощенному телевизионному продукту. Не получится так, что ваш фильм «Бесы» идет «против течения»?

– Я не думал об этом. Но мне кажется, что нет. Мое желание, с которым я создавал этот фильм, было скромное и простое: чтобы его посмотрело достаточное количество зрителей. А противопоставлять что-то чему-то я не люблю. «Против» – это вообще не мой принцип. Упаси Христос! Мой принцип – «за». И я за то, чтобы люди посмотрели «Бесов».

– А какие пожелания тем, кто уже посмотрел ваш фильм или еще посмотрит?

– Пожелание одно – чтобы зрители задумались: что же с нами происходит? «Бесы» – вещь глубокая, она о человеческой природе. И дай Бог, чтобы после просмотра фильма люди стали лучше понимать – и себя, и друг друга, и то, что происходит сегодня вокруг нас…

 

Любимый герой

– Как вы думаете, в современной литературе есть писатель, который если не равен, то очень близок к Достоевскому?

– Конечно, нет! Равного Достоевскому нет и не будет, наверное, никогда…

– А вам было бы интересно экранизировать кого-то из современных прозаиков?

– Есть замечательный писатель – Алексей Иванов, по его роману снят фильм «Географ глобус пропил». Вот, пожалуй, он для меня интересен. По его произведениям я бы что-нибудь снял.

– А есть у вас любимый литературный герой?

– Есть, но не литературный. Это Юлий Цезарь. Когда я прочел роман Оскара Уайльда «Гай Юлий Цезарь», то увидел Цезаря литературным героем. Уайльд написал драму жизни великого человека.

– Владимир Иванович, а что-то из Достоевского еще возьметесь экранизировать?

– Нет. Для меня это просто невозможно.

– Вы исчерпали эту тему?

– Ни в коем случае! Достоевский – неисчерпаемый материал. Но прикоснуться к нему я больше не решусь. А «Бесы», как я уже сказал, стали исключением. По стечению обстоятельств, времени и событий мне показалось, что здесь я могу рискнуть что-то сказать. И сказал…

Биография

Владимир Иванович Хотиненко – кинорежиссер, народный артист РФ.

Родился

20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края.

Образование

В 1976 году с отличием окончил Свердловский архитектурный институт.

В1981 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Никиты Михалкова).

Работа, творчество

В 1978–1982 годах – художник-постановщик на Свердловской киностудии. После окончания Высших курсов работал ассистентом режиссера у Никиты Михалкова на фильмах «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров», «Родня». Режиссерским дебютом стал фильм «Один и без оружия», который он снял в паре с П. Фархутдиновым в 1984 году.

Преподает во ВГИКе и на Высших курсах режиссеров и сценаристов режиссуру игрового кино.

Общественная деятельность

С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

Награды и достижения

Многократный лауреат различных кинопремий. Лауреат премии «Человек года-2013».

Наталья Колобова, фото Вадима Тараканова и телеканала «Россия»

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям