Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Праздник каждый день

Вербальный «нерв»

12.10.2012

7 октября театр «Свободное пространство» показал на малой сцене новый спектакль «Мой внук Вениамин» по одноименной  пьесе Людмилы Улицкой. Режиссер Лариса Шуринова (Санкт-Петербург). Сценография Надежды Осиповой (Санкт-Петербург).

Пьеса и ее герои

…Две немолодые одинокие женщины – Фира (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова) и Лиза (Татьяна Шмелева), у которых все родственники стали жертвами Холокоста, принимают участие в судьбе детдомовской девушки Сони (Елена Симонова). Ее вырастила и воспитала (тоже ушедшая из жизни) их подруга Сима.

Пьеса о страстной материнской любви, о немеркнущей женской дружбе, о судьбах людей, по которым прошлось кровавое колесо истории, – произведение страстное, со многими болевыми точками.  Текст, сочный и образный, сдобрен неповторимыми еврейскими интонациями, которые словами не опишешь.  В пьесе присутствует тот самый «вербальный нерв», коего, увы, не хватает в некоторых драмах.

Обнажить этот нерв,  чтобы герои спектакля воспринимались как близкие тебе люди – это было, на мой взгляд, главной постановочной задачей. И Лариса Шуринова успешно ее решила. Она пришла в российский театр из режиссерской мастерской Георгия Александровича Товстоногова, у которого все спектакли и строились на таком вот, туго натянутом, «вербальном нерве».

Актерский квартет   

Четверо актеров (в спектакле занят единственный мужчина – Ростислав Билык в роли сержанта Виктора, друга детства Сони)  не выглядели играющими исполнителями. Перед нами развернулась настоящая жизнь реальных людей – в интерьерах скромных, совмещенных на одной сценической площадке  квартирок.

Фира, Лиза и Соня общаются между собой на высоком градусе эмоционального «завода». Каждое слово, произнесенное артистами со сцены, весомо и эмоционально наполнено. Все диалоги и монологи как бы сплетены «нервными нитями».  Каждый жест оправдан психологическими состояниями персонажей. Казалось, мы  не в театре, а просто  вошли в реальную квартиру. Познакомились с Фирой, которая  у Рыжиковой  («первая скрипка» актерского квартета) обуреваема страстью всех опекать и энергично творить своим близким добро. Мощность  ее чувств (откуда и берется такое в худенькой женщине!) сопрягается с не менее сильной энергетикой акушерки Лизы, в образе которой «вторая скрипка» исполнительского ансамбля Татьяна Шмелева развернулась во всю силу своего таланта и показала нам личность незаурядную и в доброте, и в праведном гневе. Ее диалоги и монологи поражают внутренней наполненностью, богатством мимических, интонационных красок.  «Виолончель» и «альт» актерского ансамбля  – Елена Симонова и Ростислав Билык – как бы «озарили» постановку сердечностью и душевной чистотой своих юных героев.

Звучащие  по ходу спектакля еврейские мелодии, популярные песни Аллы Пугачевой, мягкий свет, льющийся на сцену, костюмы, соответствующие концу 70-х – началу 80-х годов прошлого века, придали этой постановке необходимую житейскую достоверность, без которой  гораздо  труднее было бы воспринимать события пьесы Улицкой об одиноких  женщинах, мечтающих, чтобы у них был (один на двоих!)  внук по имени Вениамин – так звали покойного мужа Фиры.

Благодарный зритель

На премьерном показе зал искренне сопереживал происходящему на сцене. Кто-то тихонько утирал слезы, кто-то задумывался о своем, личностном. Действительно, чем ответить на ту неукротимую доброту, которая приходит к нам от таких людей, как Фира и Лиза? Есть ли предел страданиям женских сердец, жаждущих любить и опекать близких, вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам? И, в конце концов, кого называть «сильным полом» – мужчин или женщин?

«Вербальный нерв» спектакля вызвал к жизни эти и многие другие вопросы. Над ответами на них надо думать головой, «консультируясь» с собственным сердцем.

Виктор Евграфов, фото Марии Михайловой

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям