Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Мастер улыбок

Вечно молодой Островский

27.05.2013

11 мая в муниципальном театре «Русский стиль» впервые был показан спектакль «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского. 

Итоговая пьеса 

«Невольницы» – одна из последних работ драматурга. Именно в ней сплелись воедино все темы, волновавшие Островского на протяжении его жизни. Жанр спектакля, как и произведения, – комедия, но комедия не совсем обычная. С типично комедийным началом здесь сочетаются лирические и философские ноты. В пьесе «Невольницы» драматург не только коснулся глобальных тем, переходящих из одного его произведения в другое, но и пришел к совершенно новым выводам. А режиссер-постановщик, заслуженный артист России Валерий Симоненко перенес эти выводы на театральную сцену.

Кажется, что сюжет прост и невзыскателен: неравный брак, в котором стареющий муж-коммерсант (Е. Безрукавый) любыми путями пытается защитить себя от возможной измены молодой жены (Т. Иванюк), опытный советчик (А. Липов), даже не подозревающий о том, что сам давно уже стал рогоносцем, молодой сотрудник (ныне его назвали бы, пожалуй, помощником руководителя), сам того не желая, влюбивший в себя двух обеспеченных, но, увы, замужних дам (А. Столяров), составляют весьма своеобразный любовный многоугольник. Дополняют картину слуги, которым, разумеется, известны малейшие подробности жизни хозяев. Элементы комедии положений, искрометные диалоги слуг, неожиданные повороты сюжета – все это привлекает внимание и заставляет искренне посмеяться.

Спектакль, заставляющий задуматься

 Однако спектакль вызывает не только зрительский смех. Говоря шаблонно, он «заставляет задуматься». Но о чем? С одной стороны – о том, насколько актуальна драматургия Островского в наши дни. И верно: неравный брак и брак по расчету распространены сегодня не менее, чем тогда. А чего стоят многочисленные мужья, поручающие присмотр за женами родственникам, соседям, а иные – даже детективному агентству?! А восторженная любовь, которой, как признается герой А. Столярова, так боятся мужчины? То, что пьесы Островского не о прошлом, а о вечном, становится понятно с первых же сцен спектакля. Но это еще не все. 

Разговор двух коммерсантов происходит за шахматной доской. Именно шахматная партия, игра, основанная на обмене фигурами, и завязывается между героями спектакля. Кто же выигрывает в древней игре? Тот, кто умеет терпеть, ждать и находить компромисс. Нет, Островский не дает рецепта жизни, не морализирует, не призывает окружающих поступать так, как его персонаж (тем более, что ничего не подозревающего героя А. Липова полностью устраивает положение вещей). Он просто показывает человеческую жизнь во всех ее проявлениях, а выбор остается за каждым из нас. Выбор между свободой и неволей, истинным и мнимым, любовью и презрением.

Зоя Дякина

Валерий Симоненко, художественный руководитель театра «Русский стиль» 

В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения А.Н. Островского, драматурга, создавшего русский национальный репертуар. Его называют российским Шекспиром. Театр «Русский стиль» не мог пройти мимо этой даты. Спектакль «Невольницы» – это наш подарок и драматургу, и зрителям, и, конечно, самому театру. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям