Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Вадим Демчог: «Мне удалось материализовать Купитмана»

20.05.2014

По популярности доктор Купитман из сериала «Интерны» канала ТНТ не уступает главному герою – доктору Быкову. Недаром же они друзья – два прожженых циника, которые никогда не признаются, что верят в чистую и светлую любовь. Мужская дружба для них – святое! Актер Вадим Демчог, блистательно исполняющий роль врача-венеролога, тоже верит в мужскую дружбу. И, кстати, Иван Охлобыстин, исполнитель роли «великого и ужасного» доктора Быкова, не только его коллега, но и друг. А вот о том, что Вадим Демчог (актер, сценарист, создатель театрального проекта «Арлекиниада», а также кандидат психологических наук!) думает о своей профессии, воспитании детей и любви к женщине, наш журналист узнал из первых уст.

Тотально материализованное существо

– Вадим, к вам как-то уже прирос образ Купитмана. Как вы себя в нем чувствуете?

– На сегодняшний день Иван Натанович Купитман полностью сформирован и материализован. И для того чтобы он существовал, я уже не прикладываю никаких усилий. Я даже говорю во всех интервью, что не снимаюсь больше в «Интернах». «А кто снимается?» – спрашивают журналисты. «Снимается сам Иван Натанович Купитман», – отвечаю я. Он тотально материализованное существо. Как только я появляюсь на съемочной площадке – сразу же рефлекторно старею, обретаю смазливый зрачок, какую-то грушевидную пластику, обнаруживаю внутри себя фирменную купитмановскую печень, которая собственно и принуждает меня быть таким обтекаемым и уклончивым в кадре. Я начинаю ходить немного вперед тазом, как эдакая «бабулька», разбрызгивая во все стороны особый шарм и эстетский юмор. Я сам дивлюсь тому, что мне не надо прилагать совершенно никаких усилий, чтобы Иван Натанович Купитман существовал.

 

Опрокидывая понятия

– Но, как известно, вы, как и ваш партнер по «Интернам» Иван Охлобыстин, не замыкаетесь в рамках этого проекта. Недавно поставили спектакль «Арлекиниада», причем в самом мистическом месте Москвы – в знаменитом Булгаковском доме. Кстати, пьесу вы сами написали или в соавторстве с Охлобыстиным?

– Это вообще не пьеса. Основа взята из радиопередачи «Фрэнки-шоу», которую я вел несколько лет на радио «Серебряный дождь», частично из программ «Трансляция оттуда», «Величайшее шоу на Земле» и других моих экспериментов с текстами. Но в «Арлекиниаде» все старые тексты перекроены заново. Это шоу больше чем просто зрелище и спектакль. В этом глобальном проекте слито воедино развитие очень многих идей, что уходят корнями чуть ли не мою в юность…

– К какому жанру ее можно отнести?

– Это совершенно новый жанр, которому еще нет названия. Жанр, выходящий за рамки классических привычных шаблонов. Это некая форма ритуальной магии. Мы называем ее «последней линией обороны» творческого духа в битве современного человека с матрицей. Это кровавая битва с обществом, в котором все понятия опрокинуты. Такие понятия, как актер, режиссер, театр, красота, правда, добро, использовать уже невозможно. Они фокусируют в себе слишком много путаницы и бесполезности.

– А кто у вас режиссер? Вы?

– У нас нет режиссера. Я изначально бунтовал против любых режиссерских концепций и понятия режиссуры вообще. Меня всегда воодушевлял театр «Глобус» Уильяма Шекспира, в котором не было режиссера, но была позиция ведущего актера. Тяжеловесный концепт режиссуры возник только в ХХ веке. Он не очень мне нравится, и я не верю в его эффективность. Я верю в нецентрализованную структуру, силовые поля, где каждый является центром – это моя основная модель, которая работает, как ни странно. Это как два способа работы с электричеством: есть Томас Эдисон, изобретший лампу накаливания, и есть Никола Тесла, который втыкал лампочки в землю, и они горели. Так что я бросил к ногам актеров тексты «Фрэнки-шоу» и других своих проектов и сказал: «Берите то, что считаете важным для себя, и ищите форму для воплощения!» Это насквозь авторская работа, заряженная личной энергией каждого.

 

Неугомонный сгусток энергии

– У вас очень своеобразный взгляд на многие вещи… Хотя вы родились в Советском Союзе, где правильные идеи внушали еще в школе. Или ваши родители вас как-то по-особенному воспитывали?

– Моя мама ничего не делала, чтобы вырастить меня таким. Она просто следовала своей жажде жизни, какому-то внутреннему чутью и неуемному дару любви. Она была очень талантливым человеком, умела делать одновременно пятьдесят дел: писала статьи, проводила экскурсии, вела свадьбы, и в то же время была поваром высшего разряда, постоянно ездила на курсы повышения квалификации. На Новый год мы колядовали в костюмах лешихи и лешонка, сшитых ее руками. Она устраивала во дворе бесконечные празднества: взятия снежных городков, валяние в снегу, лепки снежных баб, конкурсы на самый большой блин во дворе. Летом она брала десять-двенадцать детей наших друзей в охапку – и мы уезжали на месяц на реку. Родители привозили нам еду, мы же носились по лесу, разыгрывая какие-то следопытские сценарии, играя в пиратов и индейцев. Моя мама – это бешеный, неугомонный сгусток энергии! Она до сих пор живет во мне. Она мой главный учитель.

– А кто она была по профессии?

– Мама работала в торговле и была очень хорошим поваром – ее все время бросали в самые погибающие места. Говорили: «Галину на эту точку пошлем – она поднимет!» И она всегда справлялась. У нее всегда были деньги, холодильник был забит до отказа, а я всегда имел все, что мне было нужно: куча пластилина? – пожалуйста! ткани, доски для кукольного театра? – пожалуйста! купить нужные записи для дискотеки? – пожалуйста! У меня был лучший магнитофон во дворе, колонки последней модели, я выставлял их в окно – и «Пинк Флойд» звучал на весь двор!

Когда она умерла, врачи ее вскрыли и поразились – у нее было сердце как арбуз. На самом деле она перенесла на ногах два инфаркта, на сердце было два огромных рубца. И врачи сказали мне, что это невероятно: они впервые в жизни видели такое мощное, огромное сердце. Для меня же это на всю жизнь так и осталось самой сильной метафорой. Хотя понятно, что это болезненные последствия инфарктов, но поэтический ум хочет все трактовать по-своему… Для меня моя мама – это человек с самым большим сердцем среди людей!

О настоящей любви и «коллекциях» Демчога

– А вы чувствуете такую же связь со своими детьми?

– Я чувствую очень сильную связь со своим сыном Вильямом, потому что он родился в период зрелой мужской сентиментальности – мне было уже сорок три. И ничего не надо было чувствовать – я просто знал, что за этого пацана я готов умереть, не задумываясь. Моя же старшая дочь Настя родилась в первом браке, когда мы с Юлией спутали любовь с дружбой, следуя догмату «все так делают». Потом, спустя годы, сначала ей, а потом и мне снесло голову, и мы поняли наконец, что такое настоящая любовь. И я, конечно, испытываю определенный стыд за то, что у нас с Настей нет той близкой связи, как с Вильямом…

– Давайте вернемся к вашему Купитману, который, как вы сказали в самом начале, уже живет как самостоятельный персонаж. Перевоплощение такого уровня первое в вашей артистической карьере?

– Ну что вы, конечно нет! В моей коллекции уже несколько десятков таких персонажей. Например, юродивый Аркашка из «Охотников за иконами» – абсолютно материализованное существо, могу щелкнуть пальцами – и я в него превращаюсь; Адольф Рувимович Шац из сериала «Студенты»; конечно же, Сумасшедший Фрэнки из «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь», и еще десяток персонажей, которые уже живут своими жизнями. Феномен перевоплощения – это вершина актерского мастерства и особая тема для отдельного интервью. Так что отложим ее для следующей встречи…

 

Справка «ОВ»

Вадим Викторович Демчог – актер театра и кино, создатель авторских проектов на радио, телевидении, в Интернете и в театре. Известен как ведущий «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь», получившего зрительскую популярность и высокую оценку коллег. Автор более трех сотен сценариев (часть в соавторстве). Автор пяти книг, создатель концепции «Самоосвобождающейся игры», объединяющей теорию и практику мирового театра с трансперсональной психологией. В настоящее время руководит театральным проектом «Арлекиниада», снимается в кино и в сериале «Интерны».

Марина Левина, фото Вадима Тараканова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям