Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

В теплом свете камина

09.10.2013

Муниципальный театр «Русский стиль» пока только готовится к открытию юбилейного, двадцатого театрального сезона. Но его жизнь уже насыщена событиями. Так, 23 сентября стартовал новый проект – «Театр у камина». Начало ему положила литературно-музыкальная композиция «И жизнь, и слезы, и любовь…» в исполнении заслуженного артиста России Юрия Михайлова. И в этом номере «ОВ» – более подробный разговор о прошедшей первой встрече в частности и о проекте в целом.

 

Театр в театре

Так можно в двух словах охарактеризовать «Театр у камина». Название проекту дал художественный руководитель «Русского стиля», заслуженный артист России Валерий Симоненко. Слова «Театр у камина» передают основную задачу нового цикла: максимальное приближение к зрителю. Для этого предельно сокращается сценическое пространство. Перед зрителями – актерская гостиная, в которую все они как бы приглашены хозяином. Горящий камин создает обстановку домашнего уюта, погружая пришедших в своеобразную атмосферу доверительного диалога.

Одной из своих основных задач Юрий Михайлов считает возрождение почти забытого жанра эстрадного слова. «Я довольно давно работаю со словом, – рассказывает артист. – Прежде этот жанр был очень востребован. Сейчас, в эпоху Интернета, клипового мышления, мы постоянно спешим. Жизнь наращивает обороты, и это сказывается на всем, в том числе на нашей речи. Говорить мы начинаем быстро, теряем речевую культуру. Поэтому все реже и реже появляется возможность насладиться звучащим словом. Чтобы пробудить больший интерес к программам, используется музыка, видеоряд. Но основная цель – возвращение звучащего слова и, конечно же, обращение к лучшим образцам художественного слова».

Рассказы в обрамлении

Первая программа большого цикла – «И жизнь, и слезы, и любовь…» – составлена из трех рассказов классика русской литературы первой половины ХХ века А.И. Куприна. Приглашенным в актерскую гостиную зрителям открывается комната с тепло горящим камином, удобными стульями, декорированными в стиле той эпохи, столиком, патефоном, книгами. На экран выводится портрет героя нынешнего вечера – Александра Ивановича Куприна. Вошедший в свою гостиную артист зажигает свечу и начинает рассказ.

Композиция построена в форме рассказа в рассказе. Обрамление – короткий, немногословный монолог о самом писателе, темах, к которым он обращался. Чтение рассказов становится одновременно и иллюстрацией к словам Юрия Михайлова, и собственно спектаклем, на протяжении которого перед нами, зрителями, разворачивается целый мир купринских современников, проходит галерея портретов людей самых разных: и знаменитых, чьи имена вспоминаются с благоговением (как, например, Федор Шаляпин), и простых, живущих своими ежедневными проблемами, которые так похожи на наши…

Три встречи

Действие первого из представленных рассказов, «Брегет», переносит нас сначала в небольшую деревню, куда приехал на каникулы молодой герой. Привычная, никогда не меняющаяся обстановка его не удручает, а один из запомнившихся эпизодов – воспоминания постаревшего дядюшки, бывшего офицера, переносят нас вместе с молодым человеком в уланский полк. Расквартированные по глухим деревушкам уланы пьют и играют в карты, поскольку заняться больше нечем. На фоне прискучившего многодневного пьянства, казалось бы, незамеченной должна была пройти история со старинными часами, брегетом, выигранными корнетом у своего соседа. Так и стало бы, не вмешайся в дело роковая случайность. Подозреваемому в краже брегета молодому офицеру не остается больше ничего, кроме как покончить с собой. Его самоубийство становится доказательством невиновности. «Это рассказ о чести, человеческом достоинстве, – отмечает Юрий Михайлов. – Понятия эти не устарели, они нужны нам сейчас».

Второй рассказ обращает нас к другой вечной теме – теме любви. Куст сирени (а именно так называется рассказ) становится символом искренней любви, бескорыстного самопожертвования. Кусты сирени, посаженные молодой женщиной для того, чтобы ее супруга не сочли обманщиком, остаются расти. И в них, и в лирической музыке, звучащей во время спектакля, – прорывающиеся слова о вечности чувств, соединивших мужчину и женщину.

Наконец, третий рассказ снова возвращает нас к теме случайности, на сей раз не роковой, а счастливой. В его основе – реальный случай, произошедший с Федором Ивановичем Шаляпиным в самом начале его карьеры. Для зрителей звучит голос великого певца, исполняющий арии мельника, Мефистофеля и одну из любимых его баллад – «Во Францию два гренадера…». Рассказ о юных годах Шаляпина пропитан нотками легкой ностальгической грусти и любви к своему прошлому. Говоря о тех людях, которые помогли, поверили в певца, таким образом поставив его на тот путь, где тернии переплетаются со звездами, артист говорит о каждом из нас.

Сложившись воедино, музыка, видеоряд, звучащее художественное слово приковывают внимание к себе. Обращаясь к вечным темам, писатель и артист едины в своем замысле: рассказать читателям и зрителям о простых и в то же время необходимых каждому чувствах, мыслях, переживаниях.

Кстати

Свои программы в рамках проекта «Театр у камина» готовят также ведущие артисты театра «Русский стиль». Ожидается поэтическая композиция по творчеству Маяковского в исполнении Евгения Безрукавого, а также литературно-музыкальная композиция, в которую войдут стихотворения поэтов XIX–XX веков, которую представит Александр Липов. Также к проекту будут привлекаться представители других творческих профессий: писатели, художники, музыканты. Театр «Русский стиль» приглашает зрителей в гости – в «Театр у камина», открытый для всех, интересующихся необычными формами театрального искусства.

Зоя Дякина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям