Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Юбилей

В стихии театра

11.07.2017
Успешная женщина – как, по-вашему, она выглядит? С безупречной прической в деловом костюме выходящая из достойного авто… Достающая из обжигающей ароматным жаром духовки какой-нибудь изумительный пирог… Гордящаяся успехами своего взрослого ребенка и более похожая на его старшую сестру, чем на мать… Благодарящая Бога за то, что рядом с ней надежное плечо – сильный мужчина. Это успех личный, сокровенный, который порой хочется укрыть от случайных взглядов, как огонек свечи от сквозняка. Но есть такая радость и великая сила, которую непременно нужно делить со всеми – творчество. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – сказал как-то Альберт Эйнштейн. Не просто слова, а позиция. Это об искусстве, о самореализации, об актрисе Орловского государственного академического театра Нелли Галченко.
 
Актриса, рожденная «Бурей»
Что бы ни говорили, степень успеха театральной постановки измеряется вовсе не отзывами критиков, а овациями. Аплодисментов в жизни Нелли Галченко было столько, что одновременно они могли бы, пожалуй, вызвать небольшое землетрясение.
Первый «толчок» сознания случился в родном Тамбове. Сердце школьницы Нелли как-то по-особому заставил биться совершенно чудесный Тамбовский драматический театр. Каждый новый спектакль казался священнодействием. Родные, далекие от мира сценических грез, и подумать не могли, что эта болезнь всерьез. На смену детской мечте стать следователем пришла страсть к исследованию человеческих душ.
Но тут случилось первое обидное «не верю». Кажется, к Нелли не относились серьезно в детской театральной студии… В ростовское театральное училище тоже не поступила. Взяла вроде бы реванш в Воронежском государственном институте искусств, но педагоги особо не обнадеживали.
Есть подозрения, что Галченко слишком требовательна к себе. Спорить не стоит. Актриса рассказывает, что в вузе ее держали на плаву успехи в хореографии и любовь к литературе, а преподаватели просто по умолчанию дали шанс самой найти место. Пусть так. Движения танца и движение души наперекор всему открыли девушке дверь в чарующее закулисье.
Поддавшись безумству храбрых, Нелли и еще двое ее замечательных сокурсников, Андрей Царьков и Виктор Межевикин, однажды на удачу купили билет в Тамбов, где в это время гастролировал Орловский драмтеатр. Можно сказать, сами напросились на пробы к худруку Борису Голубицкому. И были приняты! Пожалуй, Борис Наумович и стал первым настоящим педагогом Галченко, уделив достойное ее таланту внимание, разглядел в девушке то, что многие в силу собственной душевной скупости не замечали.
Конечно, молодой актрисе предстояло еще подрасти «на сказках», попробовать себя в эпизодах. Через три года в Орле она дождалась «Бури». Пройдя через шекспировскую стихию Ариэлем, сама наконец-то поняла и всем вокруг доказала, что не просто «стала» актрисой, а рождена была ею.
«Это моя судьба»
Галченко называет Воронеж очень театральным городом. Хотя четыре орловских театра в пересчете на душу населения, наверное, дадут куда большие статистические значения. Меж тем на родине отечественного военно-морского флота и воздушно-десантных войск, где есть улица Лизюкова, в студенческую бытность Нелли Владимировны каждая новая постановка была праздником для всего мира искусств. В день премьеры труппы всех театров снимались с репетиции, у студентов в институте искусств отменялись занятия, чтобы все могли собраться и наблюдать чудо рождения спектакля.
– В Орле не так, хотя чудесных постановок выпускается много. Может, просто время другое и социально-экономические реалии другие. У всех свои проекты, свои дела, – говорит Галченко.
Эта женщина по-ахматовски научилась «просто, мудро жить». Она против конкуренции и всегда за работу. Знаете, что бы ответила, если бы подошел человек и спросил: «Что хорошего в профессии актера: полная зависимость от коллег, никакого свободного времени, низкие зарплаты?» – «Это моя судьба».
Однако есть вещи, с которыми сложно мириться. Помните анекдот… Пожарный жалуется: «Хороша моя профессия, сухпаек, амуниция, денежное довольствие неплохое, но как пожар – хоть увольняйся».
Для Галченко такой «пожар» – халатное отношение коллег к работе.
Режиссеры ценят Нелли Владимировну. Будьте уверены, просто женское обаяние на этих видавших виды мастеров сцены не действует! Чтобы угодить постановщику, нужно слышать, думать и работать, работать, работать! Актриса это умеет. Всякий раз буквально бросается в роль, жадно цепляясь за сюжет, опыт, интуицию, любое предложение и подсказку.
Галченко полушутя рассказывает о своем режиссерском опыте, причем очень непростом. Ставила спектакль в детском саду. Этот постоянно кричащий звонкий контингент утихомирить бывает сложно. Но Галченко сплотила каким-то невиданным чудом маленьких актеров.
Каждую собственную роль актриса воспринимает как новый виток жизни.
– Это словно маленький ребенок. Никогда не знаешь, каким он вырастет. Результат работы труппы также почти непредсказуем. Любая роль в какой-то степени – великая профессиональная авантюра. И всегда не похожа на прежние и будущие.
В творческой копилке Нелли Владимировны гоголевская «Женитьба», «Коварство и любовь» Шиллера, «Царевич Алексей», «Корсиканка». Пожалуй, именно Жозефина из «Корсиканки» Владислава Константинова стала знаковой. Работа на разрыв приносила адовы мучения и райское наслаждение преодоления себя. Это был выход на другой уровень существования и психофизики.
Посчастливилось иг-рать с изумительным партнером – Валерием Бариновым. Сколько было минут настоящего профессионального счастья. Когда народный артист РФ сказал, что больше не сможет приезжать в Орел, Нелли, возвращаясь домой, всю дорогу рыдала…
«Изюмная» женщина
Размышляя о своем актерском багаже и мечтах, Нелли Владимировна говорит, что сегодня ей ближе всего образ железной леди. Она и в жизни не боится трудностей, умеет дипломатично и трезво решать проблемы. Считает, что у актера должна быть бойцовская стойка. Нельзя выходить на сцену в расслабленном состоянии. Но от роли беззащитной женщины тоже не отказалась бы. Интересно!
В «Памятнике» (пьеса Владимира Жеребцова, режиссер Игорь Черкашин) Галченко играет простую деревенскую женщину без амбиций и претензий, но с любящим сердцем. Поначалу коллеги говорили: не твоя роль. Переубедила. И как! Сослуживцы отметили, что взяла лучшее от героинь Дорошиной и Дорониной.
В сезоне 2017 года Нелли Владимировна буквально влюбилась в княгиню Засекину из «Первой любви», вывела тургеневскую героиню из тени сюжетных перипетий. От комических контрастов с лирической действительностью она проводит свой персонаж до высшей степени трагического возмущения, вызванного «недостойным» поведением дочери. Может, княгиня и не на главных ролях в этой драме жизни, но как хороши ее лукавые взгляды, забавное ворчание и во-о-от такие караси!
Каждая героиня Галченко по-шукшински «изюмная» женщина. Есть в них что-то особое – сильное, пронзительное, живое. Комизм всегда сочетается с чувством собственного достоинства, утонченность – с размахом русской души. Из ныне идущих на сцене сама выделяет ироничный детектив Робера Тома «Восемь любящих женщин», в котором сыграла роль Пьеретты.
Но и другие ее герои проносятся не менее ярким калейдоскопом. Ядовитая герцогиня Мальборо («Европа подождет!»), обескураживающая своими поступками и находками. Аграфена Семеновна («Шельменко-денщик»), зараженная европейским вирусом, перенесенным ветром Финского залива. А еще Варвара в «Свиданиях по средам», Клавдия и Клара в «Постскриптум P.S.», Летисия Белых в «Счастливом билете»…
«Все в твоих руках»
20-летняя Нелли, полноватая, закрытая, стесняющаяся, гордилась бы этой красивой, сильной, уверенной в себе, талантливой женщиной. А Нелли Владимировна сказала бы робкой студентке: «Делай то, что ты хочешь, это будет правильно. Ошибки корректируют нашу судьбу в лучшую сторону».
Кстати, Нелли Галченко не признает разговоров о непростой женской доле: «Все в твоих руках, а испытаний и на мужской, и на женский век хватает. Быть женщиной – это счастье, тем более востребованной, реализованной».
Нелли Владимировна счастлива с супругом Владимиром, который работает в сфере медицины. А семейная жизнь – огромный труд. К театру у второй половинки отношение прохладное, но это не главное. Кстати, любопытно получилось: жена врачует душу, супруг – тело.
Дочка Даша учится в Орловском областном колледже искусств и культуры по специальности «преподаватель по классу гитары и руководитель творческого коллектива». Заранее извиняясь, задала Галченко глупый вопрос: «Зачем нужен театр?»
Хотя почему глупый… Абсурд – жанр бессмертный. Закрылись же по всей стране сотни детских садов после спада рождаемости в лихие девяностые. Не нужны стали… Теперь, слава богу, власти взялись за голову, в том числе и на Орловщине. Вроде отчитываются перед президентом о вводе новых мест. Так что, кто знает, какую судьбу пророчат театрам «коммерческие соображения».
Впрочем, песня не о том…
– Театр нужен всегда. В средние века актеров сжигали на кострах, не разрешали хоронить на городских кладбищах, но театр выжил. Это естественная историческая необходимость для человечества, как музеи или библиотеки, звено в цепи круговорота человеческой энергии. В Китае был опыт истребления воробьев, в итоге в стране начался голод. Уничтожение театрального искусства все равно что изменение ДНК человека – неизвестно, к каким последствиям приведет, – считает Нелли Галченко.
Толковые словари говорят нам, что любое достижение, при котором человек испытывает удовлетворение, может считаться успехом. В юбилейный для Нелли Владимировны Галченко год труппа ОГАТ им. И.С. Тургенева желает ей несмолкаемых аплодисментов, ярких ролей, любви близких людей и окрыляющего ощущения настоящего успеха!
 Ольга Николаева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям