Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

В путешествие за красотой

12.07.2016
 В конце весны мне посчастливилось отправиться в Италию. Первое знакомство с этой страной, конечно, не могло обойтись без посещения нескольких знаменитых городов. Начало своего рассказа я посвящаю древнеримскому городу романского периода – Римини.
 
Фортуна у моря
Вытянутый вдоль побережья Адриатического моря, сегодня Римини считается курортным городом, пребывание в котором могут себе позволить даже граждане со скромным достатком. Туроператоры охотно продают сюда путевки (в городе есть свой международный аэропорт), в том числе по системе «Фортуна». В нее включается сеть, как правило, трехзвездочных отелей, и целую группу прибывших туристов расселяют «кому куда повезет».
Мне в целом повезло. Небольшой, но уютный номер, с круглосуточной подачей горячей воды (из крана течет минерализованная вода из местной скважины), регулярной уборкой и заменой белья. В отелях подобного типа только совсем скромный завтрак: вам предлагают закусить тостами с джемом и маслом, а также салями с сыром; в качестве напитков – лишь чай или кофе.
Этот город однозначно привык к тому, что здесь часто гостят русские туристы. Указатели «центр» и «море» в переходе близ железнодорожного вокзала написаны по-итальянски и по-русски.
Пляжи здесь (тянутся на 15 километров), похоже, чистые и ухоженные круглогодично. Но в это время года обыкновенно пустынные. Аперитив на закате у моря, танцы и живая музыка, волейбол – такие развлечения только-только открывались для туристов.
Мой отель был расположен на первой линии от моря, а окна и вовсе выходили на пляж, поэтому, просыпаясь, я созерцала чуть брезжащий над линией горизонта рассвет, слышала, как спокойно приливают к берегу воды Адриатики. Купание в море при +17 градусах воды оказалось весьма приятной процедурой.
Амаркорд. Феллини
В Римини вас встречает международный аэропорт имени Ф. Феллини. В здании аэровокзала размещены плакаты к фильмам известного режиссера. В том числе и к его знаменитому оскароносному «Амаркорду».
Название киноленты – словечко местное, на романьольском диалекте курортного городка Римини означает «я помню». Это и впрямь реконструкция прошлого, тонкого, хрупкого, волшебного мира памяти о детстве, где грезы и явь прорастают друг в друга. Картина столько же ностальгическая, сколько и сатирическая, чем и гениальна.
И когда ты оказываешься в Римини, неизбежной становится встреча-воспоминание со страницами биографии Феллини, пространством города, им запечатленным, колоритными персонажами. Хотя источники утверждают, что съемки проводились в пригороде Рима, в киногородке Чинечитта, детали портрета Римини все равно угадываются. Кстати, в фильме Феллини процитировал реальный факт аномального метеоявления в родном городе: в феврале 1929 года здесь беспрерывно шел снег на протяжении нескольких дней, так что его уровень местами достигал двух метров. Игра в снежки происходит, конечно, у узнаваемого фонтана. А главным героем фильма Феллини сделал своего друга детства Луиджи Бенци по прозвищу Титту.
Кстати, отец водил маленького Федерико в городской кинотеатр «Фульгор». Говорят, именно здесь зародилась влюбленность Феллини в киноискусство, переросшая в крепкую любовь на всю жизнь. Сейчас кинотеатр в строительных лесах – он находится на реставрации, впоследствии здесь должны разместиться Фонд и музей Федерико Феллини. Пока же музей располагается на первом этаже дома семьи Феллини. Здесь собрана коллекция артефактов, связанных с творчеством кинохудожника: костюмы из фильмов, фотографии, все пять полученных Феллини «Оскаров», его «Книга снов» и др.
Особое местечко, посвященное Феллини, – район Сан-Джулиано за мостом Тиберия. В годы детства Федерико здесь жили небогатые рыбаки. А теперь это респектабельное и очень красивое местечко, где обитает интеллигенция – художники, деятели культуры. Кстати, вывески в этом самобытном квартале написаны на диалекте, и гостям в ресторанчиках предлагают отведать особо вкусную местную лепешку пьядину.
В память о режиссере местные жители каждые два года во время праздника Festa de Borg оставляют на стенах своих домов памятные фрески о жизни и фильмах земляка, гениального кинорежиссера ХХ века.
Будучи уже всемирно известным, Федерико Феллини со своей супругой Джульеттой Мазиной, когда гостили в Римини, останавливались в одном и том же номере знаменитого «Гранд Отеля» (ныне перед ним парк имени режиссера), также запечатленного в кинолентах. Встретить старость Федерико мечтал в уютном уголке Сан-Джулиано: дом был куплен, но пожить там кинорежиссер так и не успел. Свой последний приют почивший в 1993 году Феллини нашел на Монументальном кладбище Римини.
Храм-мавзолей Малатеста
В Римини располагается подлинный шедевр итальянского Возрождения – храм Малатеста (1450 год), или официально церковь Святого Франциска. Это кафедральный собор Римини. А свое второе название он получил по имени Сигизмондо Пандольфо Малатеста, который в середине XV века инициировал реставрацию церкви. Для восстановления храма был приглашен знаменитый архитектор эпохи Ренессанса Леон Баттиста Альберти. Алтарь храма украшает деревянное распятие Джотто, выполненное во время пребывания мастера в Римини между 1308 и 1312 годами.
Церковь была выбрана в качестве усыпальницы семьи Сигизмондо Пандольфо Малатесты. В часовне были установлены саркофаги самого Сигизмондо и его третьей жены Изотты дельи Атти. Причем в храме почти не было христианской символики, сооружение не предусматривало даже креста и изображения какого-либо святого. Посвящение непосредственно семейству Малатеста выразилось в использовании символов рода: отсюда высеченные по всему барельефу две скрещенные буквы – S и I (зашифрованы либо инициалы супружеской пары Сигизмондо и Изотты, либо представлено буквенное сокращение имени Сигизмондо). Среди других повторяющихся «родовых» символов встречаются солнце, шиповник, три головы и слон, растительный орнамент. Своеобразно названы боковые капеллы храма: «Свободное искусство», «Зодиак», «Невинность», «Добродетели», «Музы», «Пророки». В убранстве церковного сооружения Папа Пий II усмотрел приверженность его оформителей и заказчика к язычеству.
Прославление в храме конкретного лица выражено и в фреске великого художника эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа «Сигизмондо Пандольфо Малатеста во время молитвы перед святым Сигизмундом» (1451).
Проект перестройки здания архитектора Леона Баттиста Альберти опирался на древнеримские и сугубо местные традиции: отсюда сходство боковых фасадов с римскими акведуками и сочетание арок с колоннами на центральном фасаде.
В верхней части центрального портала предполагалось поместить арочный фронтон с пилястрами. А купол должен был напоминать римский Пантеон. Храм-мавзолей так и остался недостроенным: в 1460 году Малатеста был отлучен от церкви, а его материальное положение ухудшилось.
Дороги к Риму
Исторический центр Римини есть сосредоточие множества любопытных и интереснейших объектов с культурологической и исторической точек зрения. К примеру, нынешняя площадь Tre Martiri была древнеримским форумом, можно сказать, сердцем Древнего Рима, появившимся на соединении дорог Декуманус и Кардо. В начале улицы IV Novembre установлена каменная тумба с памятником Юлию Цезарю: именно в Римини (на тот момент поселение, известное с 268 года до н.э., носило название Ариминум), на берегу протекающей к северу от города реки Рубикон, Цезарь обратился к своим легионерам с просьбой поддержать его решение о походе на Рим.
Другая не менее знаменитая площадь Римини – Кавур – представляла собой культурный центр в Средневековье. Сегодня это административный центр. Главными постройками здесь являются палаццо дель Аренго, дворец Подеста, фонтан «Шишка». В центре воздвигнут монумент Папы Павла V (1614 год). Напротив дворца дель Аренго с XVIII века работал рыбный рынок: по сей день сохранились каменные прилавки и фонтанчики для чистки рыбы.
Узкий каменный пятиарочный мост императора Тиберия, построенный до нашей эры, до сих пор используется пешеходами и автолюбителями.
В Римини сохранилась самая старая в Италии арка эпохи Древнего Рима – арка императора Августа. Она была воздвигнута из истрийского камня по приказу Августа в 27 году до н.э. после окончания строительства дороги между Римом и побережьем Адриатики и в ознаменование величия Рима и власти императора. На арке изображены божества (на внешней стороне – Юпитер и Аполлон, на внутренней, со стороны города, – Нептун и Рим).
От арки по старинной консульской дороге Фламинии (времен римского сената) и сегодня из Римини можно добраться в Рим. Я выбрала путешествие к Вечному городу железной дорогой. И о том, каким получился путь и что мне на нем довелось встретить, я расскажу в следующий раз.
 Ирина Крахмалева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям