Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Красота стоит денег…

В погоне за прибылью

01.04.2014

На рынок фитнес-услуг Орла сегодня заходят новые игроки. Означает это только одно – сфера спортивных услуг вышла из статуса побочного бизнеса, став сама по себе вполне доходным делом.

Молодо да прибыльно

Фитнес-индустрия, в том числе и орловская, – относительно новое и молодое направление. Еще десять лет назад в обиходе жителей областного центра фактически не присутствовало словосочетание «фитнес-клуб». А спортивный центр никто не воспринимал как инвестиционно-привлекательный проект. Сейчас, по информации федеральных аналитиков, фитнес как бизнес стал вторым по динамике развития в России, опережает его только сфера высоких технологий.

По словам предпринимателя и представителя местного фитнес-сектора Дмитрия, в Орле спорт как услуга стал приносить прибыль. И это притом что в областном центре активно занимаются фитнесом не больше 10–15 процентов населения.

Наибольшим спросом сегодня пользуются спортивные центры формата мульти, предлагающие своим клиентам посещение нескольких зон. По подсчетам «ОВ», в Орле действует свыше десяти таких клубов различного уровня доступности. По целевой аудитории их можно разделить на элитный, средний и бюджетный сегменты.

– В стоимость абонемента элитных фитнес-клубов входит посещение тренажерного и аэробного залов, пользование душевыми и раздевалками, посещение spa-зоны, например, сауны, инфракрасной кабины или бассейна, – говорит Дмитрий. – В этих клубах клиентская база не столь велика по сравнению с более дешевыми вариантами.

В качестве примера элитных спортивных центров наш эксперт назвал фитнес-центр ТМК «Гринн» (30 000 рублей  за год безлимитных занятий), клуб Reforma-Fitness (годовой абонемент стоит 24 900 рублей), Fitness Maximum (18 500 рублей).

Средний сегмент делят, по мнению руководителя орловских бизнес-курсов Татьяны Астаховой, клуб «Фитнес-трек» (14 000 рублей за год занятий), салон «Новое время» (12 000 рублей) и клуб Rezone (8000 рублей). В списке услуг весь перечень элитного сектора за исключением spa-зоны, в частности бассейна.

Бюджетный класс клубов мульти-формата – самый массовый из всех перечисленных сегментов. Здесь насчитывается свыше 20 участников. Это и многофункциональные заведения, и аэробные залы с 2–5 тренажерами, и тренажерные залы с ограниченным количеством аэробных направлений. Единственный минус – обширная клиентская база.

– Наверное, самым ярким представителем эконом-сферы я бы назвал клуб «Фитнес-экспресс», – рассуждает Дмитрий. – Не больше трех тысяч рублей за девять месяцев занятий, очередь на тренажеры, предварительная запись на вечерние классы из-за дефицита мест в зале для всех желающих.

Помимо большого количества участников, бюджетный сегмент отличается и острой нехваткой качественных игроков.

– Главным конкурентным преимуществом здесь выступает до предела сниженная цена, а вот какое-либо мало-мальски качественное оказание услуг в львиной доле эконом-заведений провисает, – считает Татьяна Астахова.

Следует отметить появление в областном центре нового игрока – клуба «Революция-фитнес». Но его принадлежность к какому-либо сегменту пока сложно определить. Заведение на стадии открытия.

Продажа «воздуха»

Так чем же привлекательна для бизнеса сфера фитнес-услуг? По словам бизнесмена Егора Макарова, планирующего открыть в Орле спортивный центр с разнообразными услугами бюджетного формата, в первую очередь его заинтересовали относительно низкий вступительный порог и быстрый срок окупаемости.

– Входной билет на рынок обошелся мне примерно в миллион за аренду и ремонт помещения, в котором будут расположены аэробный и тренажерный залы, небольшая бойцовская зона, раздевалка, душевая, – говорит Егор Андреевич. – А деньги на оборудование наша команда заработает на модной ныне тактике предпродаж.

Чтобы не быть голословным, г-н Макаров приводит расчет из бизнес-плана своего проекта. Предпродажи начинаются за 4–6 месяцев до открытия. При удачном – проходном – расположении фитнес-клуба и предпродажной цене годового абонемента в две-четыре тысячи рублей выручка в месяц составит в среднем от 500 тысяч рублей до одного миллиона.

– И это притом что клиенты, по сути, покупают «воздух», так как клуб даже не открыт, – говорит наш эксперт. – А будут они впоследствии ходить или нет… Скажу честно, практически любая фитнес-деятельность живет за счет тех, кто заплатил за абонемент, но не ходит.

Взяв калькулятор в руки, легко посчитать, что окупаемость проекта составит примерно один-два года максимум.

Далеко до насыщения

Несмотря на такое количество участников в различных сегментах и относительно дешевый входной билет, эксперты уверены, что орловский рынок фитнес-услуг до сих пор не насыщен.

«Почему? – спросите вы. Отвечу. Один из главных минусов этой сферы – массовая концентрация клубов в Советском районе Орла. В других частях города фитнес-центры шаговой доступности фактически не представлены. Проблема заключается и в отсутствии подходящих для размещения на периферии Орла помещений, и в довольно высокой арендной ставке площадей. Впрочем, не только у нас, но и в целом по стране прослеживается зависимость сегмента спортивных услуг от рынка коммерческой недвижимости.

Кроме того, сейчас модно и выгодно «якорить» фитнес-клубы в торговых центрах, гостиничных комплексах или зданиях, где помимо фитнеса оказывают другие услуги, например, есть кафе, автомойки и т.д. Это обеспечивает приток случайных покупателей. Не нуждается в дополнительном комментировании и тот факт, что львиная доля подходящих помещений расположена именно в центре Орла.

Ситуацию с распределением клубов по городу мог бы исправить приход на рынок федеральных фитнес-сетей. Но…

Человеческий ресурс

– Орел как инвестиционная площадка нас не заинтересовала, – говорит Ольга Арсеньева, менеджер одной из московских сетей. – Ваш город характеризует небольшая численность населения, низкая заработная плата. Также отсутствует культура здорового образа жизни и качественный тренерский состав. Мы готовы вкладывать, но к приходу маститого игрока не готовы сами орловцы.

Кстати, вернемся к тренерскому составу. Нехватку грамотных специалистов некоторые руководители орловских фитнес-клубов назвали одной из главных проблем.

– Найти хорошего тренера в Орле – задача не из легких, – говорит руководитель фитнес-студии Алина. – Опытные специалисты или уже работают в нескольких местах, или открыли свои студии. Чтобы не потерять кадры, я не настаиваю на ангажированности инструктора исключительно только в нашем клубе.

А упомянутый выше Егор Макаров уточнил, что для открывающегося центра предпочтет готовить свои кадры:

– Во-первых, это дешевле: серьезные специалисты и стоят по-серьезному. Во-вторых, с прошедшим у нас обучение инструктором будет заключен договор на обязательную годовую отработку.

Решением проблемы нехватки человеческого ресурса могло бы стать создание обучающих центров на базе фитнес-клубов, но пока эти планы так и остаются на уровне планов. Впрочем, всего несколько лет назад у бизнеса и в замыслах не было инвестировать в какие-либо спортивные центры…

Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов

Прежде чем выбрать спортивный центр, внимательно читайте договор оказания услуг. Отдельные фитнес-клубы, реализуя полугодовые или годовые абонементы, мелким шрифтом приписывают, что вы за свои деньги покупаете всего месяц занятий и консультаций инструкторов. Оставшиеся дни вы якобы получаете в подарок. Таким образом руководители защищают себя от возврата денег недовольным качеством оказываемых услуг клиентам.

Виталия Плахова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям