Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«В ожидании Виардо»

02.08.2017
Для любого орловца, хотя бы немного увлекающегося классической литературой и знающего биографию писателей родного края, имя Полины Виардо не будет пустым звуком, а день 18 июля – простой датой. Именно в этот день 196 лет назад родилась женщина, которая на долгие годы стала абсолютным идеалом таланта, обаяния и милосердия для нашего земляка Ивана Сергеевича Тургенева. Ничем другим нельзя объяснить его предсмертные слова, адресованные этой незаурядной личности: «Вот царица цариц! Сколько добра она сделала». И в этот день по традиции сотрудники музея И.С. Тургенева чествовали легенду мировой оперы, несмотря на то, что сам музей писателя закрыт на капитальный ремонт в преддверии юбилейного года. В камерной непринужденной обстановке музея писателей-орловцев организаторы и гости праздника еще раз вспомнили о дарованиях дивы, обладающей редкой способностью объединять вокруг себя исключительно талантливых людей.
 
150 лет тому назад
Лаконичная литературно-музыкальная мистификация перенесла наших современников в Баден-Баден, на курорт в Южной Баварии, ровно на 150 лет назад – в 1867 год, когда в особняке главной героини собрались на торжество ее родственники и близкие друзья, ожидающие хозяйку дома к праздничному обеду.
Чтобы не скучать, все присутствующие репетируют свои музыкальные поздравления в надежде, что они придутся по душе имениннице. И вот ее дети, Марианна и Поль Виардо, в будущем первоклассные пианистка и скрипач (Анастасия и Захар Орловы), предлагают гостям послушать трогательную песенку о сурке Бетховена. Старшая дочь Луиза (Елизавета Горенштейн) исполняет на немецком языке романс Роберта Шумана «В сияньи теплых майских дней» под аккомпанемент европейской знаменитости Клары Шуман (Елена Крючкова). Частый гость в доме Виардо Кашперов предлагает собравшимся арию бродячего певца из оперы Аренского «Рафаэль», которая, как, по сути, и все вокальные номера, заслуживает горячую поддержку зрительного зала.
Хорошо известно, что, кроме вокальных и композиторских способностей, мадам Виардо обладала даром истинного педагога-наставника. Ее ученицам было за что благодарить своего учителя. Анна Боссе (Лилия Шахова) даже называла ее «тетушкой», а к празднику приготовила старинный романс Мартини «Восторг любви». Аглая Оргени (Алина Антонова) вспомнила, какую нежность она чувствовала в этом доме, где заботились и о ее физическом здоровье, и об эмоциональном благополучии. Что уж говорить о Валентине Чекуановой, на свадьбе которой летом 1865 года Виардо была свидетелем, а Тургенев шафером невесты.
Аукцион и загадки
Особенно динамичной частью праздничной программы стал музыкальный аукцион, на котором разыгрывались самые настоящие ценности: колокольчик из Италии, панно с изображением православного храма, сюрприз из Карлсбада, ныне Карловых Вар, где неоднократно бывал Тургенев. Близкие друзья семьи Виардо, художник и поэт Луи Помэ (Антон Бушунов) вместе со своей супругой мадам Помэ (Наталья Смоголь) предложили зрителям угадать, кто из музыкантов мог создать то или иное произведение. А озвучил их приехавший из Парижа молодой соратник Виардо по цеху месье Габриэль Форе (Илья Кушелев).
Надо сказать, что подобный интерактив еще раз доказал, что человек лучше всего запоминает не то, что ему назидательно транслируют, а то, в чем он сам проявит свойства памяти, смекалку и волю к победе. Загаданы были имена и прозвучали мелодии не просто виднейших композиторов, но и людей, тесно связанных с эпохой и непосредственно с семьей Виардо, а самое главное, неоднократно упоминавшихся в предыдущих многочисленных литературно-музыкальных программах. И хотя на праздник собрались в основном завсегдатаи, процесс угадывания шел отнюдь не магистральной дорогой, несмотря на то, что ведущие давали довольно значимые подсказки. Наибольшей активностью отличилась детская аудитория, наперебой предлагавшая имена всех знакомых композиторов, что, правда, смещало географические и временные рамки викторины, но зато продемонстрировало удивительное многообразие мировых талантов.
В конце концов необходимые имена были озвучены. Это оказался Ференц Лист, учитель Полины Виардо по классу фортепьяно, создавший множество религиозных музыкальных произведений и ставший на склоне лет аббатом католической церкви (прозвучала его пьеса «Анданте ла Кремозо»). Зрители познакомились также с романсом «Ночь» Антона Григорьевича Рубинштейна, чью будущую жену (вспомним Валентину Чекуанову) нежно опекала Полина Виардо. Все получили возможность насладиться балладой «Соль минор» Иоганнеса Брамса, который в Баден-Бадене ежегодно навещал Клару Шуман и был завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Виардо. Кстати, именно он дирижировал оперой «Последний колдун».
«Последний колдун»
Вот об этом совместном творческом проекте Ивана Тургенева, написавшего либретто, и Полины Виардо, сочинившей музыку, зашел отдельный разговор. И неслучайно! В этом году произведению исполнилось 150 лет. Все вспомнили спектакль в Орловском драматическом театре, где были задействованы многочисленные учащиеся хоровой и хореографической школ и где роль колдуна Кракамиша, которую в свое время сыграл сам Тургенев, исполнил Петр Воробьев, совсем недавно отметивший 75-летие. А намного позже сцены из «Последнего колдуна» возродились на музейных подмостках силами маленьких актеров студии «Серебряная птица» (некоторые из них и сейчас были в зале). Зрители увидели отрывок из этой романтической сказки об эльфах, самодурном волшебнике, утратившем чудесную силу, и его дочери – прекрасной Стелле.
Под аплодисменты
Время ожидания виновницы торжества длилось, золовки Полины (Людмила Балыкова и Светлана Жидкова) выражали неподдельную тревогу, но все разъяснилось, когда принесли срочную телеграмму, из которой стало ясно, что приезд в Баден-Баден откладывается в связи с переносом спектакля «Орфей». Думаю, все, кто внимательно прочитал афишку, легко могли прогнозировать такой исход, ведь программа называлась «В ожидании Виардо». Нужно было только соотнести ее с пьесой Самюэля Беккета «В ожидании Годо», в которой никто заглавного героя так и не дождался. Но повода для грусти у орловских зрителей все же, надеюсь, не было: прозвучали прекрасные арии и романсы, слух услаждали чарующие мелодии, память обогащали сведения о выдающихся личностях второй половины XIX века, а действо завершила разудалая «Шотландская застольная» Людвига ван Бетховена, как бы закольцевав музыкальную композицию праздника.
Перед одноэтажным, недавно отреставрированным домом с тремя старинными окнами нескончаемым будничным потоком двигались автомобили, пассажиры суетливо опустошали и заполняли душные маршрутки, обычный летний вторник шел своим чередом, и мало кто догадывался, что всего в одном шаге существует мир, где льется классическая музыка, звучат стихи Плещеева и Тургенева, раздаются благодарные аплодисменты зрителей…
Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям