Орелстрой
Свежий номер №19(1223) 7 июня 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

В ожидании культурного события

30.06.2016
2016-й, объявленный в России Годом кино, перешагнул экватор. О том, что для Орла его начало ознаменовалось закрытием кинотеатра «Современник», «Орловский вестник» уже рассказывал. Обещали, что закрывают на ремонт. Но конца и края этому ремонту не видно. Да и то, что двери «Современника» распахнутся именно для любителей кино, у знающих людей вызывает сильные сомнения. Более того, по слухам, его печальную участь вскоре может разделить и «Октябрь». На август у нас было намечено проведение кинофестиваля «Созвездие», но и о его судьбе пока ничего неизвестно… В общем, к чему я это? А к тому, что есть и другие примеры, регионы, где фестивали, несмотря на сокращение федерального финансирования, проводятся, а кинотеатры открываются. Об одном из таких примеров мы поговорили с заслуженным артистом России, актером муниципального драматического театра «Русский стиль» имени М.М. Бахтина Сергеем Фетисовым, недавно побывавшем на IX Чебоксарском международном кинофестивале, посвященном кинематографу малых народов.
 
Фестивальная история
– Сергей Васильевич, вы посещаете Чебоксарский кинофестиваль не впервые. Какие впечатления привезли в Орел?
– Действительно, на этом фестивале я был уже восьмой раз, хотя в жюри впервые. Обычно я приезжал с новой картиной, которую представлял, и обязательно посещал с творческими встречами небольшие чувашские городки и поселения, каковых в моем списке набралось уже 15. Мне нравится смотреть фильмы и очень нравится ездить встречаться со зрителями. Публика в глубинке не избалована, люди на такие мероприятия приходят по своей воле и с большим желанием, они интересуются буквально всем, вопросы льются рекой, и это очень приятно.
В этот раз я побывал в поселке Урмары, удивительные были впечатления. Зрители – от десяти до восьмидесяти лет! И никого не пришлось уговаривать, как-то специально привлекать внимание – они буквально глотали каждое слово, а потом все хором меня провожали. Я очень люблю Поволжье – Ярославль, Саратов, Астрахань, Чувашия, и в людях, там живущих, есть что-то от Волги – добро, сердечность, теплота.
– Расскажите немного о самом фестивале. Что это за явление в культурной жизни Чувашской Республики?
– Мне всегда приятно говорить об этом фестивале, в том числе и потому, что люди, не дожидаясь ниоткуда помощи, засучив рукава, работают и создают в итоге прекрасный продукт. Фестиваль, который, как правило, проходит в конце мая, начинают готовить уже в феврале. Что приятно, чиновники от культуры также заинтересованы в том, чтобы в республике произошло такое событие. После Нового года появляется указ президента Чувашской Республики, сообщающий: фестивалю быть, – и начинается активная подготовительная работа. К сожалению, если обращаться к самому началу этой фестивальной истории, сравнивать, чувствуется, что с годами проводить мероприятие полномасштабно становится все сложнее, намечается некий спад. Тем не менее, хочу еще раз подчеркнуть: люди не ищут причин, они работают и делают то, что могут, в пределах того, что у них есть. Я не нахожу слов, насколько это нужно… Я просто вижу, что зритель неделю ходит на кинопоказы, проходящие во всех кинотеатрах столицы (Чебоксар) и, кстати, абсолютно бесплатные, залы забиты, вся культурная общественность взбудоражена. Ну какие еще нужны аргументы?
Кино на уровне
– Что скажете об уровне основного конкурса в этом году?
– Хочется отметить, что Сергею Александровичу Лаврентьеву – программному директору и художественному руководителю кинофестиваля – каждый раз удается получить твердую, сильную команду участников конкурсного отбора. В этом году в основном конкурсе было представлено 12 полнометражных картин – поверьте, по нынешним временам набрать такое количество качественного фестивального кино непросто. Это фильмы совсем иного уровня, нежели тот, который чаще всего можно видеть в кинотеатрах, когда, выходя из зала, с трудом формулируешь, что это было, или через несколько часов с радостью забываешь об увиденном. Нет, это принципиально другое кино. Есть картины, о которых можно спорить, они могут нравиться или нет, но в них есть смысл, заложен диалог. К сожалению, по объективным причинам я не видел всех представленных в основной конкурсной программе картин, но из того, что видел, кое о чем расскажу.
Вот, к примеру, фильм «Ангелы революции» Алексея Федорченко – абсолютно авангардное, запутанное, возможно, малопонятное неподготовленному зрителю кино, и, тем не менее, очень хорошо, что оно есть! Оно заставляет думать, стараться узнать то, чего пока, вероятно, не знаешь. Вот еще картина нашего известного режиссера Александра Прошкина «Охрана» – фильм шумный, в чем-то девичий и тоже вызывающий разные эмоции. Что это – трагикомедия, трагифарс или что-то еще? Но люди смотрят, живо обсуждают, спорят – и в этом уже есть большой смысл. Полнометражный режиссерский дебют Михаила Местецкого «Тряпичный союз» – опять же весьма противоречивое кино, определенно заслуживающее внимания. Благодаря хорошим взаимоотношениям Сергея Лаврентьева с финским посольством в конкурсной программе регулярно присутствует один из последних созданных в Финляндии фильмов. В этот раз в репертуаре была картина «Мальчишка в беде» – кино совершенно иной школы, очень доброе, теплое и трогательное, с замечательной актерской игрой. И зрители аплодируют в финале абсолютно искренне.
Этническое разнообразие
– В этот раз вы представляли жюри конкурса этнического и регионального кино. Что за конкурс такой интересный?
– Этот конкурс постоянный на Чебоксарском фестивале, но в этот раз он был расширен, и в результате удалось отобрать 20 кинокартин из Якутии, Бурятии, Башкирии, Чечни, Татарстана, Чувашии (которая представила, кстати, целых шесть (!) фильмов) и других регионов. Если говорить об особенностях конкурса этнического кино – здесь участвуют, конечно, в основном неизвестные картины региональных киностудий, много режиссерских дебютов, среди которых встречаются и очень яркие и запоминающиеся. Приятно отметить, что многие из тех, кто в этом году подал заявку на участие в конкурсе, учились в Москве или Питере – чувствуется, что школа имеется, и хорошо, что молодые режиссеры, операторы стараются строить свои новые работы на этом прочном фундаменте.
Что касается тематики картин – она была очень разнообразной. Приятно удивило, что авторы не копировали какие-то известные произведения, а создавали сами. Порадовало разнообразие жанров, натурные съемки в ряде кинофильмов. Гран-при получил фильм «Февраль», представленный на фестиваль режиссером из Чеченской Республики Русланом Магомадовым. Это кино основано на реальных событиях, действие разворачивается в 1944 году, во время сталинской депортации чеченцев. В центре истории судьбы двух братьев, оставшихся в одиночестве, оказавшихся в трудной ситуации. Это фильм о жизни, выборе, приведшем к трагедии. За 26 минут (таков хронометраж фильма) дать прочувствовать зрителю такую острую боль, передать такие сложные эмоции, причем немногословно, это многого стоит. Очень хорошее кино.
И еще одно сильное впечатление конкурса – удивительное кино Геннадия Алхимова «Суицид» (Волгоградская область). Совершенно неожиданная картина, переданная на фестиваль уже в последний момент. Фильм, где от страшного поступка людей спасает любовь, фильм, созданный глухонемым режиссером и глухонемыми артистами, фильм пронзительный и светлый.
Судьба «Созвездия»
– Сергей Васильевич, в прошлом году в Орле при вашей инициативной поддержке удалось провести Международный фестиваль актеров кино «Созвездие», ставший культурным событием для нашего города. Тогда же представителями областной администрации было обещано встретить «Созвездие» в Орле и в 2016 году. Сейчас уже есть какая-то информация по этому поводу?
– Единственное, что пока могу сказать: после всех моих «приставаний» к кому только можно и после всех звонков из Гильдии актеров кино России (они, кстати, очень хотят провести «Созвездие» именно в Орле) мне было озвучено, что 13 августа в нашем городе должен состояться этот кинофестиваль. Чего я со своей стороны могу только пожелать.
Беседовала Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям