Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Преданья старины глубокой

«В красавицу розу влюблен мотылек»

01.05.2016

Какое бы разнообразие предметов и явлений не предлагал наш мир, удивительный во всей своей безграничности, есть нечто, воспринимаемое как образец, эталон, абсолют. В богатейшем цветочном царстве есть лишь один цветок, увенчанный повсеместной и непреходящей славой. Это роза. Поклонение ей уходит своими корнями в античность, эпоху, искавшую идеал совершенной непререкаемой гармонии. Овидий, Вергилий, Гомер воздали розе хвалу. В Древней Индии проситель с розою в руке не получал от повелителя отказа. Древний Иран именовался «Страной роз», а Персия – «Садом роз». Ее воспевали в средневековых легендах. Набор символических значений розы включает красоту, совершенство, изящество, гордость, мудрость. Она позволяет выразить любовь, радость, блаженство, помогает воздать хвалу, славу. Она передает пышность, пламенность, воплощает в себе молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину.

Эмблема райской красоты

И, конечно, она как самое изысканное творение природы непосредственно связана с поэтическим вдохновением, накалом чувств. «Эмблема райской красоты», как определил ее Д. Веневитинов, давала художникам слова возможность охарактеризовать и воспеть оттенок уст и ланит своих возлюбленных. А в сонете Шекспира появляется даже хвала «от противного»: «С дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек». И это доказывает, что соотнесение с розой уже возводит предмет описания на недосягаемые романтические высоты. Гений нашей литературы А. Пушкин прелесть женского образа и специфику национального колорита передаст именно через этот цветок: «Но бури севера не вредны русской розе». А. Фет в своем «безглагольном» шедевре создаст за счет флористических аллюзий уникальный пейзаж: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, и лобзания, и слезы, и заря, заря».

В Серебряном веке роза нисколько не сдаст своих позиций. А. Блок трагическую контрастность мира воплотит в строке: «Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи». Главный акмеист Н. Гумилев самое страшное, что может произойти в жизни, охарактеризует так: «Как будто розы опадают и умирают соловьи». Эпатажный И. Северянин в одном из самых своих пронзительных стихотворений оставит горестное пророчество: «Как хороши, как свежи будут розы, моей страной мне брошенные в гроб». И вот тут мы обнаруживаем богатейшую культурную традицию, некий поэтический полилог, нравственно-эстетическим центром которого становится роза. В свое время И.П. Мятлев… Впрочем, эту историю мы вспомним не просто так, а в связи с одним важным для нашего города культурным событием. 21 апреля в музее И.С. Тургенева открылась выставка «Триумф розы». О всех достоинствах главной героини мы уже поговорили, теперь посмотрим, насколько Орел оказался способен воздать ей хвалу.

Аккорды в цветочном гимне

Конечно, музей согласно своему прямому предназначению призван хранить память о прошлом, но, думается, пришла пора все время напоминать себе и о вечном, непреходящем, о том, что не замечается, находясь на виду. Это, например, неповторимая прелесть каждого мгновения, дня, периода. Вот эту высокую художественно-эстетическую цель поставили перед собой в музее И.С. Тургенева, когда в преддверии буйного расцвета природы задумали выставку с гордым названием «Триумф розы» (авторы идеи и устроители Елена Мельник и Людмила Балыкова). На ее презентации собрались школьники, студенты, педагоги, художники, члены Тургеневского общества, многолетние друзья музея. И все на короткое время погрузились в мир возвышенных чувств и изысканных красок. Хозяйками двух залов стали на это весеннее время розы. Множества форм и расцветок, написанные маслом и акварелью, выполненные в технике графики и батика, вышитые и вывязанные.

Ведущие (Елена Мельник, Михаил Норок) говорили о том, что каждая картина, появлявшаяся в экспозиции, вносила свой аккорд в этот цветочный гимн: одни розы будто начинали источать свой тонкий пьянящий аромат, другие манили прикоснуться к ним губами, а некоторые навевали глубокую задумчивость. Безусловно, сам Иван Сергеевич Тургенев, незримый гений этого места, воспринимал розу как вершинное творение природы, по полному праву соотносимое с человеком. Эта параллель подтверждается стихотворением в прозе «Роза» из книги «Senilia». А поэтическая строка И.П. Мятлева, связавшего скоротечность цветения с увяданием красоты и уходом из жизни, дала название стихотворению в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», стала его рефреном, дополнила этот поэтический диалог мотивом памяти.

В день открытия выставки вспомнили мы и о том, что первый владелец Спасского, дед будущего писателя Иван Иванович Лутовинов разбил в своей усадьбе прекрасные аллеи из роз, матушка Варвара Петровна каждое утро получала из рук садовника Якова свежесрезанную розу. Впоследствии уже дом самого Тургенева в Баден-Бадене был весь увит розами, царили они и в саду. И даже в наше время традиция не прерывается, о чем свидетельствуют фотографии, присланные в Орел нынешним владельцем усадьбы Манфредом Шнелем. Своего рода знаком семейной любви к розе явилась композиция «Дама с розой» Ариадны Левицкой-Перепелицы, киевской театральной художницы, представительницы рода Тургеневых, к сожалению, слишком рано ушедшей из жизни.

Гимн вершинному творению природы

В первой части презентации, которая называлась «Посвящение розе», прозвучали  лирические миниатюры Гафиза, Омара Хаяма, Аполлона Майкова, Ивана Бунина, а в главе «Видения розы» орловские художники рассказали о своем замысле показать жизнь розы от зарождения бутона до увядания через триумф цветения. На выставке можно видеть полотна Михаила Никифорова и Ольги Сорокиной, Яны Патокиной и Светланы Свеженцевой, Лады Легостаевой и Юрия Шатохина, Людмилы Леоновой и Людмилы Грековой. И каждый выразил свое отношение к предмету изображения, подобно соловью, пропел свою песнь розе. Авторский подход выразился и в композиции, и в колорите, и в антураже.

Один из старейших живописцев и графиков Орла, заслуженный работник культуры России, общественный деятель Михаил Никифоров сказал, что ему не нужно смотреть, кому принадлежит живописная работа, само полотно указывает на автора, становится его творческим воплощением. Художники говорили о своих флористических предпочтениях, отвечали на вопросы ведущих, делились мнением о выставке. Она действительно концептуально соответствует своему названию, поскольку зримо демонстрирует абсолютный триумф розы.

Невозможно было в преддверии Светлого Христова Воскресения не вспомнить о христианской традиции, соотносимой с этим цветком. Роза связана с образом Пресвятой Богородицы, которая изображалась и на их фоне, и в венках из роз. Белый их цвет означал материнскую радость, красный – непомерные страдания, желтый – непреходящую славу. Роза оказывается также символом жертвы и страданий нашего Спасителя. Именно поэтому на презентации прозвучали «Легенда» П. Чайковского на стихи А. Плещеева в исполнении Светланы Золотухиной. Сама весенняя пора словно предлагала включить в программу такие музыкальные шедевры, как «Звонче жаворонка пенье» (музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Толстого), «Вербочки» (музыка Г. Свиридова, стихи А. Блока), «Вешние воды» (музыка С. Рахманинова, стихи Ф. Тютчева).

Цветочек аленький

В главе «Праздник розы» гости узнали о стародавней народной традиции украшать этим благодатным цветком ковры, скатерти, полотенца, посуду, наряды – все то, что предназначено радовать глаз. Старинные платки, женские рубашки из орловских деревень на выставку переехали из фондов музея И.С. Тургенева, а прикладные работы на заданную тему прибыли из Орловской школы искусств и ремесел. Единение образа и слова стало возможным благодаря многочисленным стихотворным произведениям, прозвучавшим в исполнении Светланы Жидковой, Вани Волчихина, Маши Бухтияровой, Юлии Огурцовой, Елены Абаевой, Ирины Чобан.

Но истинным подарком для всех собравшихся стал отрывок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» в постановке Елены Мельник по сценической версии Людмилы Балыковой в исполнении участников детской театральной студии «Серебряная птица». Уже который раз богатый купец (Антон Бушунов) отправляется в дальний путь за товарами, но теперь ему придется выполнять мудреные наказы своих дочерей: Варвары (Мария Легостаева), Гордеи (Ульяна Сорокина), Настеньки (Екатерина Ветрова). А подговорили красавиц озорные слободские девушки (Дарья Буланова, Мария Бухтиярова, Анна Калякина). И хотя отца успокаивает сын Никита (Миша Суганов), сердце родителя перед долгим путешествием не на месте. Сама же эта история должна порадовать маленького Ванечку (Степан Сорокин), для которого плетет и плетет словесный узор добрая нянюшка (Анна Аленчева).

Аленький цветочек, конечно, всем поможет найти свое счастье. Он станет звездой и мечтой, огоньком и маячком. Он приведет на выставку в музей новых и новых гостей. А организаторам не даст замереть в бездействии, будет все время звать в творческую дорогу, ведь впереди Ночь в музее, Праздник цветения тюльпанов и много-много всего чудесно-интересного!

Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям