Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

«Успокоить регионы Москва сможет, только применив налог на солидарность»

24.08.2017

На прошлой неделе председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов предложил перенести столицу из Москвы за Урал. Этот, по сути, крик отчаяния актуализирует, пожалуй, одну из важнейших и давно наболевших проблем, которая все больше тревожит и даже, не побоюсь этого слова, злит российские регионы. Это зияющий финансовый разрыв между Москвой и большинством субъектов РФ. Если ситуация будет развиваться в том же духе, то рано или поздно неприятностей не избежать… Как быть с этой коллизией? Что делать с наиболее проблемными в финансовом плане регионами, к которым смело можно отнести Орловскую область? Свой рецепт решения этой проблемы  «ОВ» предлагает доктор политических наук Дмитрий Нечаев.

Революционное предложение

– Москва концентрирует у себя все больше финансовых и административных ресурсов. В то время как регионы не знают, чем профинансировать больницы и ремонт дорог, столица обсуждает программу реновации стоимостью три триллиона рублей. Такая ситуация волей-неволей порождает негативное отношение к столице. По вашему мнению, до какой степени это может продолжаться?

– Я полагаю, что такая проблема реально существует и отравляет взаимоотношения между теми, кто работает в Москве, и теми, кто живет в регионах. Уровень жизни, его различия между Москвой и другими субъектами Федерации серьезен и основателен. И, безусловно, это не содействует исполнению норм о социальном государстве, записанных в Конституции. Поэтому данную проблему надо решать.

Полгода назад я тоже всерьез задумался над этой темой и сейчас впервые выскажу свое предложение, которое может быть небезынтересным и даже вызвать некий резонанс. Оно заключается в том, что в Российской Федерации в общественно-политическую повестку дня пора вынести на обсуждение экспертного сообщества введение для Москвы так называемого налога на солидарность. Что я имею в виду? Являясь специалистом по Германии, я знаю, что когда произошло объединение страны, для западных земель был введен такой налог. Он пошел на социально-экономическое развитие территорий бывшей ГДР. Конечно, основных проблем между осси и весси (восточные и западные немцы) это не решило. Более того, одна четвертая жителей ГДР до сих пор испытывает ностальгию по прошлой жизни. Но в целом этот налог решению проблемы преодоления экономического различия между частями Германии в значительной мере содействовал…

Налог на солидарность в его российском эквиваленте должен поступить в самые проблемные регионы России. В первую очередь туда, где катастрофически уменьшается этническое население национального большинства.

– Да, это могло бы стать выходом из ситуации. Но тем не менее рискну предположить, что подобное предложение может быть встречено в штыки.

– Согласен, такое может произойти. Но я все же считаю, что научно-политическое сообщество должно попробовать обсудить вопрос огромного финансового разрыва между Москвой и регионами. Не секрет, что у москвичей и зарплаты, и уровень жизни во много раз выше, чем в большинстве регионов России. Органы управления Москвой обладают несоизмеримыми по сравнению с остальными регионами финансовыми ресурсами. И я думаю, что таким бы образом частично нивелировалась бы проблематика социальной справедливости, которая сейчас доминирует во взаимоотношениях столицы и регионов.

– Хочу прояснить для самой себя и наших читателей. Предполагает ли налог на солидарность увеличенную ставку налогообложения для москвичей?

– Я думаю, да. И хотя данный механизм должен обсуждаться детально и профессионально, выскажу свое мнение о том, что московский налог мог бы составлять плюсом к существующим от одного до трех процентов. Тем более что большинство нынешних трудоспособных жителей Москвы в свое время прибыло из регионов, и оно прекрасно помнит, в какой ситуации находится их малая родина. Предполагаю, что 30–40 процентов москвичей могли бы отнестись к этому спокойно, без какого-либо раздражения.

Москва – безальтернативный финансовый центр

– Существуют ли пути снижения концентрации ресурсов в столице?

– Я полагаю, что каких-либо экономических методов решения этой проблемы не существует. А любые внеэкономические методы принуждения не смогут дать стойкого положительного эффекта. Во всяком случае, я с трудом себе представляю, как могло бы работать такое перераспределение.

– Но ведь есть же опосредованный механизм перераспределения финансовых средств, когда крупные инвесторы из Москвы уходят в регионы…

– Да, я сталкивался с такими случаями, когда крупные холдинги, принадлежащие отечественным олигархам, переносили свои офисы в регионы. Это, безусловно, тоже может быть одним из механизмов перераспределения, но он, на мой взгляд, не может решить проблему кардинально. Приведу следующий пример: «Металлинвест» олигарха Усманова планирует до семидесяти процентов работающих офисов в Москве переместить в Старый Оскол Белгородской области. Возможно, этот вариант в плане налогов, как части финансового ресурса, привлечения местной рабочей силы может стать одним из примеров перераспределительного механизма, но, повторюсь, проблему это не решит...

Международный опыт говорит о том, что если финансовые центры сложились, то они продолжают функционировать вне зависимости от пожеланий власти и бизнеса. Есть же примеры Лондона, Франкфурта, Нью-Йорка, и это уже не изменить. Вопрос лишь в том, как уменьшить масштаб обозначенной вами проблемы.

Бедственная Орловщина

– Экономическое положение Орловщины становится все более проблемным. Период с января по июль региональная промышленность закончила со снижением в 2,1 процента к уровню того же периода прошлого года, что следует из данных Орелстата. По мнению экспертов, это могло повлиять на решение губернатора Вадима Потомского отказаться от одного из занимаемых постов (речь идет о должности председателя правительства) в пользу регионального представителя из сферы бизнеса. Впрочем, пока этого не произошло.

– Эта проблема Потомского является лишь одной из немногих его проблем. Но федеральный центр она по большому счету сейчас не заботит. Сейчас он поглощен вопросами президентских выборов, которые должны пройти максимально легитимно и чисто, чтобы их приняло не только общественное мнение в России, но и международное сообщество. На этом фоне не только проблемы Потомского, но и, к сожалению, проблемы Орловщины рассматриваются как незначительные.

– И все-таки, как вы думаете, разделение постов может случиться в обозримом будущем или останется лишь на уровне разговоров?

– У Потомского на данный момент есть маневр: разделить эти посты, а может, сохранить все как есть. Это будет зависеть от обстоятельств, к примеру, от того, насколько будет силен накал критики в его сторону… А до тех пор он лишь будет озвучивать свое намерение поставить во главе правительства местного человека или что-то еще… Но все же я думаю, что не в интересах Потомского усложнять себе жизнь, разделяя эти посты. Ведь одновременно с разделением нужно будет поделиться и властью.

– Не самый рациональный вопрос, конечно, но отчего, на ваш взгляд, Орловщину в последнее время преследует такое экономическое невезение?

– Рассуждая объективно, замечу, что Орловская область где-то с 2009 года четко вступила в полосу социально-экономических неудач… И, к сожалению, этот инерционный подход в ближайшем будущем непреодолим. Даже при самых благоприятных условиях в течение пяти лет Орловщину будет ждать череда разнонаправленных трендов. Каких-либо четких успехов у региона не будет... Но, несмотря на эти неутешительные выводы, хочу подчеркнуть, что я с большой симпатией отношусь к Орловской области. И считаю, что лучшее время в постсоветской истории для Орловщины было связано с Егором Строевым.

Наталья Балакирева

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям