Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Вековая история

Уникальная бунинская коллекция

07.06.2013

В 1957 году, спустя 3,5 года после смерти И.А. Бунина в Париже, в музее писателей-орловцев, филиале Государственного музея И.С. Тургенева, открылся бунинский зал. Первая экспозиция была построена в основном на копиях. Подлинных материалов, рассказывающих о жизни и творчестве писателя, было представлено немного. С этого времени начинаются поиски новых реликвий. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная бунинская коллекция. Это дало возможность в 1991 году открыть самостоятельный музей нобелевского лауреата в Орле. Самый большой интерес у посетителей вызывают личные вещи писателя

Подруга дней его

История каждого музейного экспоната уникальна. Сегодня мы познакомим наших читателей с некоторыми вещами И.А. Бунина, которые подарила музею Н.В. Кодрянская.

Наталья Владимировна (1901–1983) – детская писательница, литературовед. В 1919 году вместе с родителями эмигрировала из советской России. Жила в Париже и Нью-Йорке. Писала на русском языке. В 1940 году вышла ее первая книга – «Сказки» – с предисловием А.М. Ремизова и иллюстрациями Н. Гончаровой, затем сборники «Глобусный человек» (1954), «Золотой дар» (1964) с иллюстрациями Ю. Анненкова. «Сказки» высоко оценил Бунин и рекомендовал издать ее на французском и английском языках.

Сборник Кодрянской «Алексей Ремизов» (Париж, 1959) включает воспоминания о писателе, его письма, дневники, рисунки. Алексей Ремизов был очень популярен в России в начале XX века. Сейчас же, к сожалению, почти забыт.

Наталья Владимировна долгие годы дружила с Иваном Алексеевичем Буниным и его женой Верой Николаевной. В своих воспоминаниях она пишет: «Хотите, я познакомлю Вас с Буниным?» – как-то сказала мне Галина Николаевна Кузнецова. Познакомиться с Иваном Алексеевичем было для меня большим событием. С первой же встречи с Иваном Алексеевичем в 1937 году у нас установились дружеские, полушутливые отношения. Но это не мешало мне чуть-чуть побаиваться его, и при встрече с ним я часто робела.

Вера Николаевна не раз с улыбкой говорила мне: «Почему вы боитесь Ивана Алексеевича? Он совсем не страшный – лучше устройте так, чтобы он вас боялся». Но я никак не могла привыкнуть к резким переменам в его настроении. Было несколько Буниных: один простой в обращении, очаровывавший с первого слова – таким я его любила. А надменный, резкий — такой он мне был чужд. Но все стушевывалось перед его душевной нежностью.

Война нас разлучила на долгие годы. Мы жили в Америке. Вести о Буниных доходили до нас редко. По окончании войны мы снова стали бывать в Париже, где оставались порой довольно долго, и добрые наши отношения с Буниным укрепились».

Юбилей в воспоминаниях

Вот как описывает Наталья Владимировна празднование 80-летнего юбилея И.А. Бунина.

«Прием начался с двух часов дня. Мало-помалу начали приходить делегации и поздравители. Иван Алексеевич принимал у себя в кабинете, в белоснежной рубашке, в халате, и вид у него был бодрый. Сидя на тахте, которая ему служила кроватью, он выслушивал адреса.

К четырем часам уже была невозможная теснота. Родственники, друзья, близкие, знакомые и даже совсем незнакомые люди, писатели, поэты. А были такие, которые знали Ивана Алексеевича еще совсем молодым, но не виделись с ним ни разу за годы эмиграции. Не привожу ни названий делегаций, пришедших поздравить Ивана Алексеевича, ни имен гостей, собравшихся у него в этот день, ни длинного списка статей на русском и иностранных языках, посвященных юбиляру.

У меня было чувство, что этот сравнительно скромный праздник все же по-своему передал значение Бунина как одного из крупнейших русских писателей нашего века, гордости русской литературы! Чествовали мы Ивана Алексеевича от всей души, желая доставить ему возможно большее удовлетворение и, кажется, достигли цели.

К концу дня Бунин был утомлен, но явно рад был убедиться, какой он окружен любовью, каким признанием.

Для него наши приветствия были как бы приветствиями общерусскими, и он верил, что в этот день к празднику мысленно присоединяются на родине его друзья-читатели».

Ценный портфель 

Наверное, не случайно, что именно Н.В. Кодрянская сохранила некоторые вещи и часть мебели из квартиры Буниных, которые она вместе со своим мужем Исааком Вениаминовичем подарила музею.

В фондах нашего музея находится письмо директора ЦГАЛИ СССР Н.Б. Волковой к директору ОГЛМТ О.Н. Овсянниковой от 7 января 1970 года, в котором сообщается: «Центральный госуд. архив СССР получил из Парижа от Исаака Вениаминовича Кодрянского для Вашего музея портфель И.А. Бунина.

Просим прислать в ЦГАЛИ Вашего сотрудника для передачи музею этого портфеля».

В фондах музея сохранился ответ директора музея О.Н. Овсянниковой от 15 января 1970 года: «Многоуважаемая Наталья Борисовна! Государственный музей И.С. Тургенева и его филиал музей писателей-орловцев благодарит Вас за сообщение о получении из Парижа от И.В. Кодрянского портфеля И.А. Бунина.

В ближайшее время наш сотрудник приедет к Вам для получения этого ценного экспоната».

Писатель Л.Ф. Зуров, который долго жил в семье Буниных, писал И.В. Кодрянскому 22 октября 1964 года: «В нем Иван Алексеевич хранил свои документы, паспорта и наиболее ценные рукописи (манускрипты). Этот портфель он всегда держал в своей спальне, а во время путешествий не расставался с ним».

Фото на память

Портфель – это первая вещь, которую Кодрянские передали орловскому музею.

В 1973 году И.В. Кодрянская передала музею три фотографии И.А. Бунина и В.Н. Буниной. Это фотография Ивана Алексеевича, сделанная в Полтаве в 1891 году, с автографом Веры Николаевны: «Иван Алексеевич Бунин в 1891 году в Полтаве», фото самой Веры Николаевны с дарственной надписью: «Вот какая я была. Дорогой Наталье от любящей ее Веры Буниной», а также фотография могилы Ивана Алексеевича на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В 1974 году она передает еще четыре фотографии из архива Буниных с автографами Ивана Алексеевича и Веры Николаевны, икону Иоанна Богослова, принадлежавшую Ивану Алексеевичу, и наливную ручку Бунина с позолоченным пером, которую он подарил В.И. Кодрянскому.

Г.Н. Кузнецова в «Грасском дневнике» писала: «Накопилось этих перьев и ручек у нас немало, он (И.А. Бунин) чрезвычайно ревниво относится к ним, никому не дает до них дотрагиваться».

Л.Ф. Зуров вспоминал: «Новую ручку И.А. долго приспособлял для своих пальцев, жег сургуч, капал им на ручку и приминал сургуч до тех пор, пока ручка не станет удобной и приятной для его пальцев. Этими ручками он обычно писал свои большие произведения».

Дар из Парижа

В 1973 году Наталья Владимировна сделала свой самый главный подарок музею. Она передала мебель из парижского кабинета Бунина. Это дало возможность восстановить в музее рабочий кабинет Ивана Алексеевича с его подлинными вещами. Парижский кабинет Бунина – душа музея. Возле него надолго останавливаются посетители. Кабинет передает атмосферу, в которой жил и работал Бунин, дает возможность лучше понять этого талантливого писателя.

История передачи мебели из квартиры Буниных в музей – почти детективная. О ней стоит поговорить в другой раз. 

Елена Аркатова, старший научный сотрудник музея И.А. Бунина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям