Орелстрой
Свежий номер №9(1109) 22 марта 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«Ум, алчущий познаний» и орловская интеллектуальная среда

26.10.2016
Научная конференция – это своеобразное интеллектуальное лакомство. Вот, кажется, все уже изучено до нас, и нового слова в определенной, к примеру, филологической сфере сказать практически невозможно, но специалисты находят оригинальные пути и подходы к решению проблем, выявляют неожиданные связи между объектами исследования и приходят к любопытным выводам. Убедиться в этом можно было, посетив Международную научную конференцию в честь 185-летия со дня рождения Н.С. Лескова и 145-летия Л.Н. Андреева, которая не так давно проходила в Орле на базе Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева при традиционной поддержке Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева. В программе было заявлено 76 (!) докладов, связанных с самыми разными филологическими проблемами, поскольку конференция с названием «Орловский текст российской словесности» открывала широкие перспективы для реализации научной мысли. Это ли не реальный шанс подтвердить статус литературной столицы?
 
Орловские литературоведы
Можно сказать, что конференция началась еще до своего официального открытия, ведь в день памяти Леонида Андреева, 12 сентября, в доме-музее его имени прозвучал доклад Алехандро Ариеля Гонсалеса, докторанта Перуанского университета, «Перевод рассказа Л. Андреева «Молчание» на западные языки (испанский, итальянский, английский, французский)». Приятно осознавать, что творчество твоего земляка является востребованным и определенным образом соответствует запросам эпохи, а значит, абсолютно полноправно является классикой. Кстати, среди участников конференции Гонсалес не единственный иностранец. Интерес к орловским авторам проявили А. Маймескулова из Польши, О. Аркаш из Франции, Б. Трояновская из Польши.
То, что нашему городу повезло с литературной биографией, известно любому читающему человеку, но на пленарном заседании профессор М.В. Антонова говорила о значительном вкладе орловских литературоведов в развитие отечественной филологии, приводя в пример деятельность исследователей от XVIII века до XXI-го. Удивительно широк круг их интересов, в который вошли стихотворство (Г.Н. Теплов), древнерусская литература (К.Ф. Холойдович), произведения Средневековья (А.И. Кирпичников, И.Е. Евсеев), фольклор (П.В. Киреевский, П.И. Якушкин, И.Ф. Калинников, В.Н. Мясковский), литературоведение (М.М. Бахтин). И это лишь зарождение академической науки, которую двигали вперед наши земляки или ученые, связанные с нашим краем, это лишь малая часть имен и направлений деятельности.
Особенно отмечались роль преемственности, возникновение взаимоотношений учитель – ученик, появление научных школ. Уже с середины 1950-х годов проходят международные научные сессии, посвященные изучению жизни и творчества писателей-орловцев, появляются литературоведческие школы. В докладе подчеркивалось, что идеи профессора Г.Б. Курляндской помогли творческому росту нынешних филологов и педагогов: Л.М. Петровой, А.А. Бельской, Е.М. Конышева. Своими учениками могли бы гордиться В.А. Громов, О.М. Осмоловский, Н.А. Куделько, а постоянные защиты кандидатских и докторских диссертаций в ученых советах нашего вуза говорят о непрерывной и продуктивной научной деятельности на Орловщине. Об этом же свидетельствует издание научных трудов по лесковистике, тургеневедению и андрееведению, презентация которых тоже входила в план мероприятий вместе с представлением книг московских и петербургских ученых.
Наука – об искусстве
Даже названия докладов свидетельствуют о широте подхода к творчеству наших классиков и земляков. Например, в произведениях Лескова конкретизируются типы героя-праведника, метафорические образы, парадоксы народной веры, производится наблюдение над лексикой и пространственными отношениями. На секции, посвященной творчеству И.С. Тургенева, рассуждали о пространственно-временных особенностях различных произведений, особенностях стиля, фольклорных традициях, евангельских и литературных параллелях.
Андрееведы погружались в научные глубины, рассуждая о «репрезентации субъективной реальности», «функциях вневербальной образности», «музыке экзистенциальной пустоты», «провокативной номинации». Уравновесить эти пугающе серьезные исследования помогли сообщения о неоднозначной реакции на специфическое творчество Леонида Андреева. Чего только стоит доклад Г.Н. Боевой «Анфиса, подбавь еще ужаса!»: пьеса Леонида Андреева «Анфиса» в пародиях»! Интересно бывает узнавать, как авторы, далекие по времени жизни и поэтике, оказываются близки в решении определенных вопросов человеческого бытия. Так, например, в докладах высвечивались текстуальные связи Н.С. Лескова с Н.М. Карамзиным (А.А. Шелаева) и В.С. Соловьевым (В.В. Леднева), И.С. Тургенева – с А.С. Пушкиным (С.Л. Барбашов), А.П. Чеховым (И.В. Алехина), М.М. Пришвиным (Н.А. Меркурьева), Л.Н. Андреева – с С. Надсоном (Т.В. Ковалева), Августом Стриндбергом (А.А. Макарова) и даже группой «Skillet» (О.С. Мерцалова).
Носители уникальной  информации
Конференция хороша тем, что аккумулирует результаты научной деятельности исследователей и дает возможность прикоснуться к их многоаспектным интересам. В этом плане всегда крайне любопытны выступления сотрудников наших литературных музеев, ведь они располагают уникальной информацией о художниках слова, а на этот раз позволили узнать о том, как Лесков был связан с Министерством народного просвещения (С.И. Труфанова), и о том, как живопись помогла реализоваться незаурядным дарованиям Леонида Андреева (Е.Н. Коханова).
Заведующая музеем Леонида Андреева Т.В. Полушина познакомила членов секции с перепиской дочери писателя и известного орловского литературоведа Л.Н. Афонина. Совпадение имени, отчества и даты рождения у автора Серебряного века и его исследователя не могут не натолкнуть на мысль о провидении, которую и высказала Вера Леонидовна в одном из своих писем. До того как семья переехала в Орел из Чехословакии, она писала: «Не могу даже выразить, как мне было отрадно прочесть после долгих лет забвения и неправильных мнений о творчестве и жизни Леонида Андреева Ваши правдивые, искренние строки, которые в надлежащем свете представили читающей публике жизнь писателя, его сомнения, искания и ошибки».
Дописывая Тургенева
Наука привычная, солидная, бесспорная создает формат удобный, но рассчитанный на определенный круг лиц. А литература, как известно, принадлежит всем и от веяний времени не защищена броней академизма. На конференции были предложены новые темы и направления исследования. Так, авторы коллективного доклада «Муму вернулась, чтобы отомстить»: интерпретация оригинальных произведений И.С. Тургенева в литературе фанатов», студенты Института филологии Ольга Белякова, Анна Жиляева, Юлия Залогина, Александра Конюченко, Анастасия Лазарева, Светлана Тимчук, обратились к интерпретации и переосмыслению произведений в сети Интернет. И речь идет не об анализе текста, а о его дописывании, переписывании и прочем «самоуправстве». Юные исследователи констатируют современные факты: «В последнее время фанфикшн стал широкомасштабным и очень популярным явлением в Интернете. Благодаря этому сравнительно молодому, но стремительно развивающемуся феномену почти каждый желающий может попробовать себя в роли писателя. Фильм, сериал, компьютерная игра или реальная жизнь могут сформировать основу для создания фандома. Чем масштабнее становилось это явление, тем больше оно обращало на себя внимание не только простых пользователей, но и исследователей».
Внимание группы филологов было сосредоточено на восприятии творчества И.С. Тургенева, которое, оказывается, всерьез волнует юных читателей. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, Аркадия и Кати, а также других персонажей подвергаются весьма специфической корректировке. Думается, что фанфики могли бы стать, наряду с классическими произведениями, довольно плодотворной почвой для наблюдений психологов, социологов, философов и литературоведов.
Интеллектуальные упражнения
Нельзя не упомянуть, что на конференции работала секция по стиховедению «Русская поэзия: орловский текст», которой руководил профессор П.А. Ковалев и на которой рассматривалась поэтика Пушкина, Тютчева, Фета, Апухтина, Бунина, Есенина, Пастернака и других поэтов.
Наука, наверное, не должна быть необходимым и неизбежным условием существования каждого без исключения человека. «Без наук люди живут и жили», – говорит Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но, право слово, есть в этих интеллектуальных упражнениях и жажда полета, и вдумчивость созерцания, и радость постижения.
Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям