Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Что в облике тебе моем…

Улочки орловские

18.03.2014

Представьте, что вы на концерте. Занавес поднят, музыканты взялись за инструменты… И неожиданно начали исполнять каждый свое отдельное произведение. Солист затянул оперную арию, саксофонист играет блюз, гитарист взял аккорды романса… Вместо райской симфонии мы слышим жуткую какофонию. Прекрасные по отдельности мелодии вместе, увы, режут слух. Этим примером вполне можно описать и внешний вид торговой части нашего города. Нет слаженности и единства на орловских улицах. В причинах фасадной дисгармонии разбирался «ОВ».

«Моя твоя перекричит»

С вопросом, почему в Орле так мало стильных, со вкусом оформленных фасадов, автор статьи обратилась к местным дизайнерам. Ответы экспертов звучали будто в унисон: да потому что областной центр слишком маленькими шажками идет в сторону осознания важности красивого внешнего облика торгово-развлекательных объектов. И не просто красивого, а еще и гармонирующего с фасадами соседних помещений.

– Аляповатость, «петушиный» стиль и наглухо закрытые картонными и пластиковыми щитами окна, к сожалению, давно стали визитной карточкой нашего города, – считает дизайнер Марина Ермакова. – Конечно, и в областном центре есть достойные образцы витринного оформления. Но их перекрикивает творящееся вокруг фасадное безобразие.

За примером далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на два соседствующих торговых центра – ЦУМ и дом быта. Первый, по словам эксперта, радует глаз целостностью, второй – поражает воображение пестротой вывесок на фоне общей обветшалости здания. Напомним, примерно полтора года назад чиновники заявили о своем желании модернизировать здание дома быта и устроить в нем современный торговый комплекс. Время идет, а злополучное строение по-прежнему мозолит глаза обывателей поблекшим внешним видом.

– В Орле, по сравнению с другими регионами, очень низкий уровень оформления вывесок, витрин и фасадов, – делится мнением директор одного из дизайнерских агентств Олег Кучинов. – Кроме этого у нас отсутствует бережное отношение к архитектуре города, его историческим зданиям. Посмотрите на Санкт-Петербург, Киев, Минск. В этих городах вывески не нарушают целостность облика улиц, не убивают архитектуру. Общий вид зданий гармонирует с фасадами, витринами и рекламными вывесками.

Одной из причин витринно-фасадной «хаос-ярмарки» дизайнеры называют отсутствие единой политики, которую проводили бы, «передавая по наследству друг другу» главные архитекторы областного центра.

– Вот, например, в 2009 году чиновники активно взялись за огромные кричащие вывески магазинов и пиццерии, которые расположены в Торговых рядах и старинном здании напротив, известном в народе как бывший магазин «Разград». Помнится, тогда городские власти обязали предпринимателей демонтировать установленные на фасадах конструкции, которые не вписывались в общий архитектурный вид здания. Но воз, как говорится, и ныне там, – говорит Марина Ермакова.

Впрочем, винить одних только чиновников в витринно-фасадной какофонии не стоит. Зачастую сами предприниматели не хотят облагораживать свои торговые объекты. А зачем идти к профессионалу, когда можно забить фасад дешевыми поликарбонатными щитами?

Воспитание заказчика

Бороться с заказчиком сложно, но можно, уверены дизайнеры. Постепенно орловские предприниматели приходят к пониманию, что фасад – это обертка «конфеты». И если витриной магазина или кафе залюбовался идущий по улице человек, это почти гарантия того, что из случайного прохожего он станет постоянным посетителем.

– Задача дизайнера – донести до заказчика, почему вот так хорошо, а так плохо, – говорит Олег Кучинов. – Мы, например, давно ушли от практики коллективного разума при разработке тех же фасадов. Это когда заказчики, их жены, мамы и прочие родственники-друзья учат дизайнера, как надо работать. Если вы знаете, как надо, сделайте это сами. Вы же не советуете стоматологу, как лечить зубы, или не руководите действиями хирурга, лежа на операционном столе. Орел – яркий пример того, что происходит, когда для дизайнера критерием работы становится клиентское «нравится – не нравится».

Впрочем, «профессионалам», которым лишь бы побыстрее сдать халтурный проект да срубить с заказчика побольше денег, жить на Орловщине становится все труднее, считает руководитель еще одного дизайнерского агентства Дмитрий Илюшечкин.

– В эпоху Интернета любой может оценить, какие вывески сейчас делают в Европе, какие тенденции присутствуют на мировом рынке фасадов. И если клиент видит, что дизайнер предлагает «бородатые» идеи, он может уйти к более прогрессивному конкуренту, – говорит Дмитрий.

Орловские эксперты отметили и такую тенденцию: если раньше предпринимателя, готового к креативному, но не кричащему оформлению своего объекта, можно было заносить в Красную книгу, то сейчас подобных заказчиков становится все больше.

Курс – на минимализм

А причиной тому стало появление крупных конкурентов с грамотно проработанным корпоративным стилем. Своими дизайнерскими идеями сетевики встряхнули местных игроков торгово-развлекательного сектора. На этом фоне меняется менталитет не только орловских владельцев кафе и магазинов, но и предпринимателей, у которых они арендуют помещения.

Один из собственников крупных объектов в Орле Александр поделился с «ОВ» своей позицией:

– Прежде чем сдать помещение, я уточняю, какой дизайн будет у торговой точки, насколько он впишется в общую концепцию здания, его архитектурный вид. Если арендатор не готов идти на встречу, работать с ним я отказываюсь. Внешний вид города творим мы сами. Для меня недостаточно сидеть и причитать, заламывая руки: ах, какой же некрасивый у нас Орел! Хотя бы одно здание – мое – будет оформлено в едином, не орущем о своей вульгарности стиле.

И тут уже арендаторам без визита к дизайнеру не обойтись. Цена вопроса за создание целостного и концептуального дизайна – минимум 15 тысяч рублей. Ограниченный бюджет уже давно не повод отказаться от услуг профессионалов. С помощью недорогих конструкций из алюминия, стекла и качественной подсветки некоторые орловские дизайнеры способны сотворить настоящий шедевр.

– Упрощение визуального восприятия, максимально простые формы и грамотное соотношение деталей – вот что сейчас на пике фасадной моды, – делится последними тенденциями Олег Кучинов. – Курс – на минимализм.

Дизайн-код для улиц

За внедрение модных тенденций выступает и управление архитектуры Орла. И одним из аспектов деятельности здесь становится борьба с незаконно размещенными вывесками и рекламными конструкциям. По словам руководителя управления Олега Минкина, предприниматели начали работать в рамках закона в части согласования внешнего вида торговой точки с официальными органами власти. Но нередки ситуации, когда вывески и рекламные конструкции устанавливаются без надлежащего разрешения. Страдают от этих действий в итоге ответственные предприниматели.

– Приходит к нам, например, владелец кафе. Приносит эффектную вывеску для согласования. Мы оцениваем, на каком фоне планируют разместить эту конструкцию. И что мы видим? Множество арендаторов установили на фасады несогласованные вывески и рекламные конструкции, превратив здание в парад безвкусицы. Мы вынуждены отказать в согласовании пришедшему к нам собственнику кафе из-за того, что весь фасад нуждается в комплексной реконструкции, приведении его к единому концептуальному решению, – сетует Олег Минкин.

Так, может, чиновникам от архитектуры и дизайнерам начать совместную работу по облагораживанию орловских зданий? Орловцам и опыт есть у кого перенять. Летом прошлого года в Москве начали борьбу с фасадным безобразием. В рамках этого проекта студия Артемия Лебедева по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы разработала архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информаци-онных конструкций для одиннадцати центральных улиц города. Проект призван значительно улучшить внешний вид исторического центра столицы, а также существенно упростить процесс оформления разрешений на установку вывесок. Результат этой работы можно оценить уже сегодня.

Олег Минкин, руководитель управления архитектуры Орла

Опыт совместной работы официальных властей Москвы и дизайнеров нам интересен. Нужно, конечно, учитывать, что эта деятельность проходит как государственный заказ. Мы же реализуем программу по улучшению внешнего облика города собственными силами. Например, для улицы Ленина управление архитектуры Орла разработало единый стиль общего фасадного оформления и цветового решения. В перспективе значится работа с вывесками, которые идут вразрез с рекомендациями и требованиями сотрудников нашего подразделения, а также с культурным наследием.

Виталия Плахова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям