Орелстрой
Свежий номер №33(1237) 20 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
С наступающим!

Улично-дорожная сеть

28.08.2013

 «ОВ» продолжает серию публикаций о том, как Орел готовится к 450-летнему юбилею. Точнее, о том, как город к празднику готовят чиновники. В одной из прошлых статей о судебном процессе, связанном со строительством дороги от Карачевского шоссе до ул. Генерала Родина, было упомянуто, что на другом конце этого «юбилейного направления» тоже не все гладко. Жители одной из улиц Северного района уже сегодня не могут спать спокойно, пока под их окнами идет строительство «второй половины» новой объездной –  дороги от ул. Раздольной до  ул. Михалицына. Но чиновники «убаюкивают» отписками – спите, граждане, спите, а мы тут пока построим, что надо.

 
 
Один на два дома
В репортаже с судебного заседания по иску жителей ул. Мостовой (см. №25 от 17 июля, «А зачем тогда вообще нужна госэкспертиза?») приведена цитата из социальной сети, в которой одна жительница ул. Раздольной жалуется на шумное строительство и упоминает о соседе, который взялся было собирать подписи под обращением в прокуратуру и прочие инстанции. Чего конкретно хотел тот парень, женщина не уточняет, однако вскоре после публикации он сам вышел на связь с «ОВ» и рассказал историю одиночного сражения с армией чиновников. 
Немного географии: дом №21 по ул. Раздольной, в котором проживает Евгений, находится в 50 метрах от строящейся дороги. При этом так называемая красная линия (линия регулирования жилой застройки) дома, за пределами которой строить ничего нельзя, проходит на расстоянии 17 м от фасада. Следовательно, расстояние от красной линии дома до дороги – 33 м. Запомним эту цифру. 
- Я тоже, как и ребята с ул. Мостовой, в свое время ходил на профильный комитет горсовета, где обсуждалось строительство новой объездной дороги, – вспоминает Евгений Д. – Ведь как только под окнами наших домов (ул. Раздольная, №№21,23) началось строительство, люди сразу всполошились: а что делают, а почему так близко и т.п. Но в отличие от жителей Мостовой мы не претендуем на перенос дороги. Мы просто хотим, чтобы наши дома от нее отгородили шумозащитным экраном. За это подписались более ста человек.
Кстати сказать, на Мостовой, которая, по документам, как и Раздольная, называется «магистральной улицей общегородского значения», такие экраны предусмотрены ПСД. Ведь после запуска этой трассы здесь, в том числе, пойдет и грузовой транспорт, и не только днем, но и ночью. А вот на Раздольной таких экранов перед домами почему-то не запроектировано. 
 
Подмена понятий
- Однако, начав разбираться в этом вопросе и изучив СНиПы, я понял, что шумозащитные экраны перед нашими домами быть должны, - уверен Евгений. -  Чиновники и разработчики проекта убеждают, что здесь строится «магистральная улица». А значит, в качестве шумозащиты следует применять существующие зеленые насаждения. Правда, в процессе строительства дороги березки перед моим домом срубили, но мне письменно пообещали посадить еще черемуху и акации. Но дело не в этом. На мой взгляд, под нашими окнами строят «магистральную дорогу», а не «улицу». Это, казалось бы, незначительное для обывателя отличие, но профессионалу понятно, что речь идет об изменении норм и правил строительства. Итак, во-первых, четырехполосное шоссе с шириной полосы четыре метра явно указывает, что здесь предусмотрен преимущественный поток грузового транспорта, что для улицы недопустимо. Да и само позиционирование этой трассы как объездной свидетельствует в мою пользу. Во-вторых, на дороге, в отличие от улицы, не предусматривается светофорное регулирование. На Раздольной и планируют построить 45-метровый надземный пешеходный переход, т.е. как и положено магистральной дороге. 
Что дает такая расстановка акцентов жильцам ул. Раздольной? Среди прочего, по СНиПу к улицам и дорогам применяются различные требования по шумозащите. Проще говоря, точно описано, где можно обойтись кустиками, а где надо ставить экраны. В частности, если расстояние от дороги до жилых домов составляет менее 50 метров, надо проектировать экраны. Опираясь на это, Евгений начал атаковать чиновников письмами. Ответы поражают разнообразием смыслов. Сводясь, в целом, к какой-то бессмыслице.
Судите сами. Начальник управления Жилинспекции Андрей Емец называет это юбилейное направление «автомобильной дорогой 4 категории общегородского значения» и со ссылкой на СНиП 2.07.01-89, п. 6.9 пишет: «Для дорог 4 категории расстояние от бровки земляного полотна до застройки необходимо принимать 50 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м».  
Правда, Емец почему-то цитирует раздел СНиПа «Внешний транспорт», а не «Сеть улиц и дорог» (а ведь Раздольная строится в черте города. – Прим. авт.), в п. 6.19 которого четко прописано: «Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м (а у нас – 33 м. – Прим. авт.), а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, не менее 25 м. Расстояние от края основной проезжей части улиц до линии застройки следует принимать не более 25 м».
То есть, что получается. Когда речь идет о защите людей от шума и пыли, Раздольная для чиновников является «улицей», на которой в качестве шумозащиты используются деревья. А когда нужна 16-метровая ширина проезжей части для грузовиков – это уже дорога?!  
Путаница в ответах и с фактическим расстоянием между трассой и домами. Госэкспертиза пишет, что  «согласно проекту, ближайшие жилые дома расположены на расстоянии 40 м», горадминистрация – что на 45-50 м, Емец – «превышает 50 м». Господа, вы уж договоритесь, что ли, здесь явно не тот случай, где метры роли не играют.
 
Игра слов
Но игры слов и смыслов продолжаются. Апофеоз – положительное заключение «Орелгосэкспертизы», где в технико-экономических характеристиках объект называется «магистральной улицей», а там, где говорится  о шумозащите, «улица» превращается в «магистральную дорогу»: «в качестве шумозащитных устройств используются существующие зеленые насаждения, т.к. расстояние от края основной проезжей части магистральной дороги до линии регулирования жилой застройки менее 50 м». 
Зам.начальника «Орелгосэкспертизы» Нина Преснякова пояснила мне, что в данном случае «улица-дорога» - это как бы игра слов, мол, речь идет, конечно, об улице, как и сказано в задании на проектирование, но когда-то о Раздольной начали говорить как о дороге, вот слово и «пристало». 
Чисто по-человечески я это прекрасно понимаю. Но, опять же, положительное заключение госэкспертизы – это документ, он не малых денег стоит, и это явно не тот случай, где можно упражняться в подборе синонимов.
– На том заседании комитета горсовета на меня накинулись: что ты привязался к двум своим домам, – вспоминает Евгений. – Мол, 50 м не от них надо считать, а знаешь вон откуда. А откуда – так и не сказали, то ли от столба, то ли от бензозаправки… Да, уже идет закладка новых домов, но на сегодня, как и на момент проектирования дороги, вплотную к ней примыкают только наши дома, и чьи, если не наши интересы, надо учитывать в первую очередь. Правды из всех многочисленных отписок я так пока и не добился.  Мне прозрачно намекнули – не видать экранов, как своих ушей. А то если вам поставим, так все начнут просить.
Примерно то же мне сказали в МКУ УКС (заказчик строительства), куда я заходила проверить некоторые документы. Мол, в городе мы экраны перед домами не ставим.
И очень плохо, что не ставим. В Москве ставят, к примеру, да и в других крупных городах тоже. И не просто ставят, а «держат в уме» на фазе проектирования. А у нас все не как у людей. Да еще на человека, который хочет добиться соблюдения своих прав, смотрят косо: ходят тут, мол, всякие.  
Но «ОВ», придерживаясь принципа справедливости и законности, просит считать прокуратуру эту статью официальным обращением. Помогите разобраться в «улично-дорожной сети» и выяснить, стоит ли жителям домов №21 и 23 по ул. Раздольной  ждать экранов, или им так и предстоит прятаться от шума в кустах?
 
Елена Майорова
 
Справка «ОВ»
ПСД дороги по ул. Раздольной была разработана ОАО «Гражданпроект» в 2004 году, госэкспертизу прошла в 2007-м. Строительство начато со 2-го пускового комплекса (от ул. Михалицина до ул. Бурова), цена муниципального контракта на этот участок – 118 млн. руб. 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям