Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

Удивительная

11.07.2016
Долго думать над названием материала о творческом вечере Анны Поповой не пришлось. Час, проведенный в уютном зале муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, стал удивлением «в разбеге».
 
Учились понемногу
Счастливое знакомство с Анной Ростиславовной (именно так – с пиететом) случилось еще в студенческие годы. Наш журналистский курс ОГУ, в меру старательный, в меру безбашенный, был, как позже выяснилось, одним из первых в ее успешной педагогической судьбе. Студенческое внимание и любовь преподаватель современного русского языка, вещающая о морфемах, синтаксисе, фонетике и еще о чем-то крайне важном и нужном, завоевала сразу: тихой уверенностью, безмерным обаянием скромности, удивительным чувством юмора, умением вовлечь без муштры и назидательности.
Словом, нравилась она нам. Ошибок на практических занятиях старались избегать не ради хороших оценок в зачетке, а чтобы не разочаровать…
Даже сейчас (с учетом того, что материал вычитает старательный корректор) дрожь берет: пишешь про доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка ОГУ имени И.С. Тургенева, члена Союза литераторов России, победителя Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности», лауреата премии «Литературное наследие» и так далее, и так далее….
На другой чаше весов уважения – участие в Креативном содружестве «ДиаЛит», авторство пьесы, которая поставлена в ярославском театре, восемь книг стихов, множество научных работ.
И вот Анна Попова, частый гость театральных премьер и музейных выставок, сама в центре внимания. Делает очередной «Шаг навстречу» – такое название получила ее видео-музыкально-поэтическая программа, презентованная аккурат в день рождения. Мы «пришли к поэту в гости» – совсем как у Ахматовой.
Азы стихофразы
Помогал встречать гостей спутник Анны в жизни и творчестве, поэт, композитор, исполнитель песен Андрей Елисеев, звезда таланта которого горит не менее ярко. Вечер стал презентацией даже не сборника, а нового поэтического жанра, изобретенного, изученного и «апробированного» Поповой, – стихофраза. Как следует из названия, это стихотворение на базе фразеологизма.
«Идея родилась буквально на ровном месте… Попробовала, понравилось», – немногословно, но емко поведала стихолектор.
Творческо-научный «метод Поповой» просто не может не заинтересовать. И дело не только в родстве двух стихий, основанном на образности, многомерности, символичности, воздейственности, точности, лаконичности. А, наверное, в человеческой душе, которая, все это увидев, запечатлела. Запечатлев, преобразила. Преобразив, поделилась с миром.
За новым жанром – оригинальная подача мысли – видеостихи: образ + слово + голос = жизнь. Течение, известное в Интернете, даже получило название – поэтроника, или медиапоэзия.
Как верно подмечено, «быть на высоте» – не только признание заслуг, но и трагедия одиночества: «... и каждый день идет за сотню, и крылья мчат, и кони ржут, и начинаются высоты, где находиться – честь и жуть. Отсюда, говорят, виднее – но много лет (и бед!) спустя. Здесь ни хвала, ни преклоненье не удивляют и не льстят».
«За каменной стеной» не только защита, но и опасность потерять себя:
... Я живу за стеной,
         за спиной,
             здесь ветра слабей,
здесь и грозы льнут
            не ко мне –
                      к твоему плечу.
Я умру за тебя.
        С тобой, за тобой,
                                          в тебе.
Я не вижу,
      а что там дальше...
                                     и не хочу.
«Уходить в себя» –  сомнительное лекарство:
Уходить –
          в надоевшего,
                  странного некто,
уходить –
                а больше и некуда.
Нечасто услышишь не только о двух сторонах одной медали, но и гимн «архивной крысе»:
Если мудрость
                               несъедобна,
если плод познанья горек,
я не хнычу, я привыкла. Отказали тормоза,
я бухгалтерская крыса, безнадежный
                              трудоголик,
от компьютерных
                            цейтнотов –
           покрасневшие глаза.
Пока стихофраз 27. Судя по фразеологическому словарю, это направление весьма перспективно. Поле непаханое, море разливанное, конь не валялся, в конце концов…
Гармония внутри
Звучали на вечере и стихи Анны Поповой, знакомые счастливым обладателям ее книг и даже читателям прошлого выпуска «Орловского вестника». Как прекрасны ее женские портреты, как верна и непостижима ее поэзия о театре, как мирно сосуществует в работах «стихолектора» ирония и философия…
Большим сюрпризом стало то, что Анна Ростиславовна пишет музыку. С отличием (как и все, что делает) она окончила музыкальную школу имени В.С. Калиникова по классу фортепиано. Кстати, слова Поповой легли в основу гимна учебного заведения.
Зрители услышали чудесные, трогательные, проникновенные композиции в исполнении Анны Поповой и Андрея Елисеева. Это был дуэт в какой-то высшей степени: красивая музыка, разделенная на двоих, волнующие душу стихи, хрусталь голоса, неподдельность переживаемых чувств и необычайная трепетная поддержка того, кто стоит рядом на сцене.
Анна Ростиславовна поистине удивительная. Дело в красоте, которой Попова наполняет все, что дорого ее сердцу. В максимальной требовательности к себе и умении в слабостях других видеть их индивидуальность. В желании изо дня в день освещать мир любовью.
За Истину, что реет над мирами (неведомая, но она же тут!), осознанно и гордо умирают. За Красоту – наверное, живут... Как дети – все всерьез и все наружу! А разум спит, унылый часовщик. Нам хочется блестящую игрушку! – хоть волком вой, хоть волоком тащи! и пальцам, и глазам – до дрожи мало, и раньше мало, и сейчас, и впредь... К себе цветную штучку прижимая, хоть разломать ее... но рассмотреть! И в сердце, не совсем окаменелом, вновь ощутить – как тесно, как свежо... И маленьким, несчастным, глупым нервом в который раз почувствовать ожог.
Ольга Сударикова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям