Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Учитель правды и красоты

26.11.2014

Как хотелось бы, чтобы в жизни было больше праздников, хотя классики нас и предостерегают от перебора веселья. Герой А.С. Грибоедова Александр Чацкий сетует, что в Москве «обеды, ужины и танцы» мешают человеку мыслить и высказываться о действительно важных вещах, пушкинский Евгений Онегин в столице захандрил от однообразно-пестрой жизни. Так что все-таки делу – время, потехе – час. Но в это промозглое время года как счастлив тот, кому скрашивает его радостная дата. Могу дать рецепт всем, чьи дни рождения и прочие радостные события связаны с другими сезонами: станьте гостями на традиционном празднике у нашего знаменитого земляка Ивана Сергеевича Тургенева. Он родился в Орле 9 ноября 1818 года, и вот уже 96 лет его музей делает этот день центральным в плотной череде других мероприятий. Не стала исключением и эта осень, неуклонно приближающая нас к 200-летнему юбилею писателя, поэта, драматурга с мировым именем.

Категория «тургеневское»

Именно в эти дни собираются ведущие тургеневеды в Петербурге, Москве и других городах, немногим ранее прошел Международный тургеневский форум в германском Баден-Бадене, дни Тургенева празднуются в Буживале, близ Парижа…

Невозможно отказаться от того идеала высшей гармонии между внутренним и внешним, природным и рукотворным, который утверждал классик ХIХ века и который позволил писателю XX века Борису Константиновичу Зайцеву найти слова об особой ауре его произведений: «Тургеневское, – писал Зайцев, – это тончайший эфир души писателя, пронизывает все написанное им, остается очаровательным и вечным. И во всем его создании часть твоей Родины, России: ее старина, прелесть, природа – и во всем тихая струя благоволения, вольная, как река, та Ока, на которой стоит его Орел».

Что же для нас, земляков писателя, означает категория «тургеневское»? На этот вопрос, перелистывая страницы традиционной Тургеневской осени, отвечали организаторы и гости праздника во главе с заведующей музеем, автором сценария и ведущей Еленой Мельник.

И, конечно, в первую очередь было отмечено то сокровенное чувство родины, которое по-своему выразил каждый из великих русских поэтов. Неслучайно вспоминались строки лермонтовские:

Люблю Отчизну я,

но странною любовью…

И тютчевские:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа…

И некрасовские:

И выгибаются дугою,

Целуясь

с матерью-землею,

Колосья

бесконечных нив…

И фетовские:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна...

В унисон с предшественниками и современниками, но более воодушевленно звучат тургеневские признания: «Кто мне растолкует то отрадное чувство, когда я с высоты Висельной горы открываю город Мценск. В этом зрелище нет ничего особенно пленительного, а мне весело. Вероятно, это и есть чувство родины». И подобных примеров объяснения в любви своему краю, родине на страницах произведений, в письмах (а их в готовящемся Академическом собрании сочинений будет 18 томов!) великое множество. Именно поэтому первая памятная встреча традиционной Тургеневской осени называлась «Образы России». Теперь же, на дне рождения, вспомнили и даже услышали в виде романса стихотворение молодого Тургенева, положенное на музыку композитором Абаза и прозвучавшее в исполнении Рахима Рахманова «В дороге», более известное по первой строке «Утро туманное. Утро седое», в котором мотив путешествия, состояние созерцания и тема памяти объединены картинами родной природы.

Отцы и дети

Русская литература по-своему исследует проблемы семейных связей, которые проходят испытания временем и всякого рода потрясениями, преодолевают их и дают человеку прочный фундамент существования. Потому и Тургенев связывает тончайшими, но прочными нитями «отцов» и «детей».

Гости музея узнали, что в нынешнем году исполняется 180 лет памяти С.Н. Тургенева – отца писателя, которого Иван Сергеевич запечатлел в лучшей, как он считал, своей повести «Первая любовь». Этому замечательному человеку, которого почитали «первым красавцем в России», была посвящена выставка одного портрета. На полотне орловского художника О. Сорокиной С.Н. Тургенев, герой Отечественной войны 1812 года, представлен в военном облачении, а в экспозиции находится в окружении своих товарищей по кавалергардскому полку.

Устроителям мероприятия было особенно приятно отметить, что и современные мастера слова не обходят тургеневскую тематику стороной. Их коллега и довольно успешный, признанный в столице поэт Антон Бушунов написал целый цикл стихотворений, посвященных Тургеневу. Одно из них, особенно трогательное, содержащее в себе тайну, раскрываемую заглавием, было озвучено на празднике.

Акростих

Туман сперва,

а после листопад

Украдкой заглянули

в кабинет.

Редеет парк,

и винный аромат

Густеет в парке.

Кутается в плед

Единственный

усадебный жилец,

Наедине

с оплывшею свечой.

Едва уснул,

как умерший отец

Во сне пришел

и обнял горячо.

Но хозяева праздника, вслед за Тургеневым, предостерегали от семейных междоусобиц, грозящих перейти в масштабно-социальные, когда стена непонимания может вырасти не только между отцами и детьми, но и между группами, сословиями, классами, странами, когда конфликт может перейти в горячую фазу яростной вражды.

Впервые соприкоснувшись с романом «Отцы и дети», старшеклассники школы №24 имени Тургенева представили во время литературных игр школяров, проходивших этой осенью, одну из главных сцен произведения – дуэль двух антагонистов: Евгения Базарова (Максим Кузьмичев) и Павла Петровича Кирсанова (Тимофей Шматко). Она и была вынесена на суд зрителей и, надо сказать, оказалась высоко оценена, судя по аплодисментам, поскольку явно вписалась в общий эмоционально-культурный контекст. Несмотря на полное возрастное совпадение друг с другом, юноши смогли показать разницу мировоззрений, стилей жизни, представлений о многих социально-философских вопросах, а главное, сумели передать дух произведения. Надо ли говорить, как в музее радуются приобретению все новых и новых друзей, искренних, творческих, заинтересованных, а их, благодаря стараниям научных сотрудников, истинных пропагандистов и подвижников, становится все больше и больше.

Лермонтов и Маменькин садик

Не осталась без внимания на этом празднике и творческая перекличка Тургенева с Лермонтовым, 200-летие которого также отмечалось в музее, сопровождаясь показом литературно-музыкальной композиции «Странник … с русскою душой». И вспомнилось, что Тургенев был всего на четыре года моложе Лермонтова и так же, как он, принадлежал к поколению людей, воспитанных памятью о героике 1812 года. Тургенев, увидевший Лермонтова на балу в Благородном собрании накануне нового 1840 года, был поражен противоречивостью его облика, соединившего в себе и мощь, и почти детскую непосредственность, и неподдельную скуку. Молодому Тургеневу было близко лермонтовское бунтарство и свободолюбие, поэтому он и почитал его одним из своих учителей, отнюдь не случайно взявшись за перевод на французский язык поэмы «Мцыри»

Не только жажда постижения, тревога борьбы и азарт победы влечет русского человека, живет в его сознании образ рукотворного рая, который в старину на Руси называли «Райгородок». Одиннадцать лет назад был создан при музее И.С. Тургенева по инициативе Веры Макешиной сад, вернее, садик, на той самой улице, где когда-то был и сад в орловской усадьбе Тургеневых. Его назвали «Маменькин садик», и в течение полугода в нем цветут любимые цветы Варвары Петровны Тургеневой и ее сына Ивана.

Из года в год, начиная с весеннего праздника цветения тюльпанов и заканчивая церемонией прощания с Маменькиным садиком, все разновозрастные посетители с удовольствием слушают рассказы о флористических экспериментах Варвары Петровны, ее садовых записях, любимых тюльпанах, о проказливых цветах-эльфах, которые придумал Тургенев в сказке «Последний колдун», о многочисленных садах в творчестве писателя. И эта часть программы была вполне закономерна, потому что сады с детства окружали Ивана Сергеевича, впоследствии щедро наполняли страницы его произведений, а теперь нашли и глубокое культурно-эстетическое осмысление в научной работе музея.

Финал праздника

Совершенно логично завершился праздник упоминанием об исключительном гуманизме Тургенева, которого его биограф Иван Михайлович Гревс назвал «дорогим учителем правды и красоты». Вместе с научными сотрудниками музея это убедительно доказали творческие силы нашего города: актер Павел Легкобит, педагоги детской хоровой школы Светлана Золотухина и Римма Панина, совершенно блистательный хор Раисы Анохиной, уже упомянутый Рахим Рахманов и, конечно же, все многочисленные гости на дне рождения нашего классика.

По доброй традиции все в конце действа отведали праздничный пирог, подводя итог удивительно насыщенной Тургеневской осени и уже ожидая выставок, встреч, конференций и новых открытий.

Наталья Смоголь, фото Валерия Глущенко

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям