Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Тепло на сердце от песни веселой

У истоков «Родничка»

13.02.2013

С голубого ручейка начинается река, ну а оркестровая студия «Родничок» началась в 1995 году с голубоглазой и звонкоголосой, как ручеек, Светланы Частовой. За эти годы ручеек талантливых исполнителей при Доме творчества Железнодорожного района Орла превратился в настоящую речку: оркестр из 15 человек дорос до образцовой оркестровой студии, в которой занимаются 50 мальчишек и девчонок. А в эти дни руководитель «Родничка» Светлана Сергеевна отмечает двойной праздник – 60-летний юбилей и 40-летие педагогической деятельности.

Нас кто-то ведет по жизни

Когда шла на встречу со Светланой Частовой, пыталась представить, какой она окажется, о чем расскажет… Кажется, знаешь профессию человека, в которой тот не один десяток лет, значит, можешь «угадать» основные черты его натуры. Ну, хотя бы приблизительно. Руководитель детского музыкального коллектива… Наверное, энергичная и добрая, и строгая должна быть. И голос звонкий…

Почти не ошиблась. Если бы я еще заранее знала, что в судьбе Светланы Сергеевны «прописаны» муж-военный и двое сыновей, что жизнь помотала ее от Ивановской области до Монголии, а потом до Орла, и везде она работала с детьми, – можно было бы еще точнее «угадать», какая она – мама оркестровой студии «Родничок».

– Нас всех кто-то ведет по жизни, я глубоко в это верю. И ничто не случайно в нашей судьбе, – считает Светлана Сергеевна. – Когда я была маленькой, училась в музыкальной школе играть на аккордеоне, по воскресеньям мне разрешали посещать оркестр. Помню, везет меня отец зимой на санках, я двумя руками инструмент обнимаю – а аккордеон мне купили полный, не детский, он мне тридцать лет прослужил, – и торчит из-за него только помпон от шапки, самой не видать. А все туда же… С детства заложили в меня педагоги первые кирпичики любви к музыке.

В 15 лет, сразу после школы, Светлана точно решила, что будет учителем музыки и ни кем иным. И из Шуи Ивановской области подалась поступать в музучилище в Ростов Великий. И поступила. Потом было направление в Угличское педучилище, но окончить его не пришлось – познакомилась с высоким красавцем военным и за ним уехала в Монголию. В ста километрах от Улан-Батора, в закрытом военном городке, стала учителем музыки в советской школе. И там ее организаторский талант начал проявляться в полной мере: хор третьеклашек, созданный под ее руководством, вскоре стал занимать призовые места…

– Через несколько лет мужа перевели в Москву. Не знаю, как, но мои ученики узнали об этом раньше, чем я им объявила. Вы знаете, я до сих пор помню, как они плакали… – вспоминает Светлана Частова. – И эти детские, искренние слезы, как ни странно, укрепили меня в мысли, что я правильно выбрала жизненный путь. И две огромные игрушки – медведь и кукла, – которые они мне подарили на прощание, все время переезжали со мной по разным городам, напоминая о том главном – любви к детям и профессии.

В Орел привела судьба

Потом была московская школа. Для пятиклассников она была тринадцатой (!) по счету учительницей музыки. Разумеется, на первом же занятии она поняла, что дети ее просто не воспринимают.

– Они мне не верили, вот в чем дело. Для них я была очередной училкой, которая скоро уйдет так же, как дюжина перед ней. Я минут двадцать в шоке смотрела, как они балуются, прыгают по классу, кричат… А потом… начала тихонько наигрывать мелодии песен из мультиков, – говорит Светлана Сергеевна. – Поймала взгляд девочки с первой парты, спрашиваю, знает она, что это за песенка? Потом говорю, называйте сами песни и мультики, а я сыграю. В общем, к концу урока мы уже все вместе весело пели. Ну, потом-то, конечно, начала их учить по программе, но главное, что контакт был налажен.

Задаю Светлане Сергеевне вопрос, который всегда меня интересует при общении с опытными педагогами: вы сорок лет работаете с детьми, скажите, дети стали другими или детьми и остаются, несмотря на веяния времени? Светлана Частова отвечает так: не важно, какие времена, дети всегда должны чувствовать, что их любят и уважают. Да и от семьи многое зависит, если родители принимают выбор ребенка, поддерживают его, покупают хороший инструмент, все получится, и маленький талант обязательно разовьется.

Доказательство тому – «Родничок», который из кружка при Доме творчества разросся до образцового ансамбля.

– В Орел меня привела, наверное, судьба, – вспоминает Светлана Сергеевна. – Как-то случайно встретила в автобусе бывшего ученика. Слово за слово, выяснилось, что едет в Орел на сессию, в институт культуры. Спрашивает: а вы-то что не поступаете? А и правда. Дети выросли, мне тогда было 35 лет, и я поступила на заочное отделение. И снова помог случай, встреча с хорошим человеком. Когда позже мы с мужем решили переехать в Орел, ректор института Николай Александрович Паршиков предоставил нам общежитие, а чуть позже нам дали квартиру в 909-м квартале. Муж к тому времени вышел на пенсию по состоянию здоровья, он диабетик. А это было начало девяностых, кругом разруха. Я пошла за копейки работать в детский сад, а чуть позже узнала, что в Доме творчества Железнодорожного района меня ждут вот уже десять лет.

Создать оркестр невозможно одному

Что ждало ее здесь? Два пыльных баяна и вакантная ставка руководителя оркестра. 

– Я посмотрела на все это дело и говорю директору: я берусь, но создать оркестр одному невозможно. Мой сын стал учить балалаечников, невестка – домристов, я обучала детей играть на баяне и аккордеоне, – говорит Светлана Сергеевна. – Потом возникла идея создать оркестровую студию, объединение нескольких кружков. Сама пишу сценарии для всех праздников, стихи, гимны. В атмосфере теплого человеческого общения легко работать и творить.

Светлана Сергеевна сама человек-оркестр. Сорок лет прививать детям любовь к музыке, вкладывать в их сознание те первые кирпичики красоты, гармонии и добра, да еще успевать заниматься организаторской деятельностью, вести юбилеи и свадьбы, устраивать детские праздники – тут, кажется, мало одной головы и пары рук. Тут не обошлось без перста судьбы и упорного труда. И если еще когда-нибудь мне придется идти на встречу с пока незнакомым руководителем оркестра, заранее «угадаю», что этот человек сам должен быть «оркестром». Как Светлана Сергеевна Частова.

Елена Булгакова

Справка «ОВ»

Оркестровая студия «Родничок» была создана в 1995 году для воспитанников 8–17 лет. Программа студии рассчитана на семь лет обучения. В 2011 году оркестровой студии «Родничок» было присвоено звание «Образцовый коллектив». Воспитанники оркестровой студии – неоднократные дипломанты региональных, областных и городских фестивалей и конкурсов художественного творчества детей и молодежи, лауреаты Международного конкурса-фестиваля творческих коллективов «Единство России».

 

Еще записи по теме

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям