Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Весь мир - театр

Творить – как дышать…

16.12.2014

Народная мудрость гласит, что талантливый человек талантлив во всем. Не нужно далеко ходить за доказательствами. Актриса муниципального театра «Русский стиль» Валентина Заболотская – яркое подтверждение тому, что жажда постоянного творчества, движения вперед помогает человеку раскрыть себя в самых разных ипостасях.

Нужно просто захотеть

Хореография, игра на сцене, скульптура, поэзия… Не прекращаемый ни на минуту творческий поиск. Как же добиться того, чтобы все задуманное получалось? Валентина говорит, что все очень просто: нужно по-настоящему захотеть чего-то и поверить в свои силы. Именно так всегда поступала она сама.

«Творчество в моей жизни было всегда, – рассказывает Валентина. – Сначала я ходила в хореографическую школу, а дома на каникулах мы устраивали концерты для бабушек и дедушек. Собирались соседи, и, конечно, нам хотелось подготовить как можно больше номеров для них. Несколько позже, лет в четырнадцать, я поняла, что не смогу всю жизнь заниматься танцами. Нужно было что-то другое. Возникла мысль, еще совсем детская, может быть, даже наивная: мне хочется что-то рассказать людям. Что именно, я еще не знала. О том, что собираюсь поступать в театральный институт, никому не рассказывала. Знала, что у многих есть такая мечта, но далеко не все могут преодолеть любые препятствия на пути к ней.

В одиннадцатом классе я поступила на подготовительные курсы во МХАТ. Один раз в неделю надо было ездить в Москву на занятия, а на каникулы нам давались задания. Нужно было подготовить отрывок. А после показа часть претендентов отсеивалась. Было нелегко, тем более что все родные противились моему выбору. Помню такой случай: когда в институтском журнале вышла статья с моими фотографиями, бабушка созналась, что все годы моего обучения молилась, чтобы меня отчислили. Но у меня было жгучее желание наперекор всему стать артисткой».

«Стихи – это нечто иное»

Нередко приходится сталкиваться с людьми, которые недовольны своей жизнью, сделанным выбором. Валентина Заболотская считает, что такое происходит, если человек не знает точно, чего хочет. Только четко понимая, к чему стремишься, можно обрести уверенность в собственных силах: «У человека есть нерастраченная творческая энергия, и она аккумулируется. А если ее очень много, то она начинает проявляться в самом разном виде»

– Именно так и началась работа над стихами?

– Не совсем. Стихи – это нечто иное, это боль, это протест. Их не придумываешь, они просто выплескиваются. Эта боль может быть самой разной, но если есть связь, тонкая ниточка между чувством поэта и читателя, то такие стихи трогают. И наоборот, стихи могут быть приглажены, обработаны, но при этом оставлять других людей равнодушными. Писать стихи, читать стихи – это как дышать.

Стихи Валентины Заболотской выходят за традиционные рамки, ломают их – кажется, именно для того, чтобы оставить после себя щемящее ощущение понятных, близких каждому переживаний. Это блуждающий ожог на коже от столкновения с чем-то важным, знакомым, облеченным в слова…

Хочется расплакаться,

Или рассмеяться,

Хочется исчезнуть,

А потом ворваться.

Вскрикну,

В пляс ударюсь

Ошалелая,

Платье разрывая,

Я же смелая.

Разольюсь я музыкой,

Не сдержусь я,

Грешница,

Извелась до одури,

Буйная мятежница.

Горькая, щемящая,

Вот она – Разлучница,

Разыграла ты меня –

Я пустыня, в сущности.

Кукольный мир

Но если свои стихотворения Валентина не публикует и редко читает на публику, то еще с одной творческой ипостасью актрисы знакомы многие…

– А как началось это увлечение скульптурой, изготовлением кукол?

– Я только начинала работать в театре, и занята была мало. Оказалось, что во мне много нерастраченной энергии. Я чувствовала этот потенциал, и мне хотелось чего-то нового, необычного. Как раз тогда жизнь меня свела с моим будущим мужем. Он художник, кузнец. Я посмотрела на его работы и поняла, что тоже хочу попробовать. Купила скульптурный пластилин, позвала его и показала двадцать разных голов, которые слепила. Тогда он дал мне кусок воска и предложил попробовать. А воск твердый, его нужно разогревать. Попыталась на батарее, но это оказалось невозможным: он течет, а изнутри все равно не размягчается. В итоге я воск стеклом резала. Начала в десять вечера, а закончила только к семи утра. Содрала себе в кровь пальцы, но все-таки добилась своего. Тогда в очередной раз поняла: человек может все, просто мы не используем свои возможности. Нужно постоянно пробовать новые пути, открывать новые двери. В этом и состоит смысл нашей жизни. Если какое-то желание идет от сердца, то оно обязательно сбудется. И если ты занимаешься своим делом и получаешь от него удовольствие – ты счастливый человек.

Для своих работ Валентина использует самые разные материалы. На сегодняшний день это и керамика, и куклы, сделанные на основе меди, текстиля, кожи. И это не чистое искусство ради искусства. Каждая из работ передает мысль, чувство, состояние. Смотришь, например, на фигурку соседа, подсматривающего в замочную скважину, – и сразу понимаешь, что теперь подобные персонажи, которые, конечно, частенько встречаются в нашей жизни, будут вызывать не гнев, а улыбку. А керамические горшки с забавными лицами как будто ведут между собой диалог.

Счастье творчества

– Как происходит зарождение замысла очередной вещи?

– Когда я берусь за работу, то чаще всего не знаю, что получится в итоге. Я ничего не придумываю заранее, не делаю эскизов, просто работаю.

– Получается, что работа должна быть выполнена сразу, чтобы не ушло вдохновение?

– Я на самом деле очень увлекаюсь тем, что делаю. Как и с первой своей работой, могу просидеть, не отрываясь, целую ночь. А иногда специально берусь за керамику, чтобы отвлечься. Это отличный способ вообще ни о чем не думать. Такое ощущение, что я уже делала это когда-то. Не знаю, когда. Может быть, в прошлой жизни…

– А во время работы на сцене не возникает такого ощущения?

– Актерская профессия сложная. Никогда не знаешь наверняка, что сегодня будет так, как вчера. Каждый день приходится заново доказывать, что ты не верблюд. И с разными ролями тоже бывает по-разному. Некоторые, например, как будто готовят меня к чему-то. Такой пример. У нас в семье все женщины водят, но я была уверена, что никогда не сяду за руль. До тех пор, пока Валерий Иванович (Симоненко, худрук театра «Русский стиль». – Прим. ред.) не дал мне роль машины «Копейки» в спектакле «Ревность». Когда училась водить, инструктор постоянно повторял, что машину надо почувствовать. Долгое время я не понимала, как это. И только во время репетиций спектакля все срослось.

– Такие совпадения часто происходят?

– Они происходят у всех, просто не всегда об этом задумываешься. Просто так ничего не происходит, наверное. Но что будет дальше, я не знаю и не загадываю. Мне важно жить так, как я хочу, и делать то, что могу. И не имеет значения, что мне за это будет. Видимо, это и есть счастье творчества.

Зоя Дякина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям