ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Таланты и поклонники

Творческая «Среда»

23.02.2011

Орловские писатели возрождают традиции.     

Впервые  встреча  именитых и  только начинающих литераторов  прошла  в  Москве  в  1899  году,     в одну из сред. Отсюда и название кружка. В те дни писатели собирались на московской квартире прозаика Николая Телешова. Здесь можно было встретить и Горького, и Бунина, и Куприна, и Вересаева, и Чехова, и Серафимовича, и Найденова, и много кого еще.

На встречах обсуждались еще не изданные произведения писателей. И порой самого именитого автора его собратья по перу могли раскритиковать в пух и прах. Кто-то трезво оценивал критичные высказывания и исправлял творческие ляпы, а кто-то совсем по-детски обижался. Нередко заседания «Среды» завершались ужином в обществе прекрасных дам, с изысканными винами и осетринкой под соусом «провансаль».

В 1900 году, скромно перебирая шляпу в руках, порог квартиры Телешова переступил молодой Андреев. Он принес свой первый рассказ – «Молчание». Это стало поворотным событием в судьбе подающего надежды Леонида Николаевича. «Среда» помогла нашему знаменитому земляку выпустить первый прозаический сборник. Экземпляр его с подписью Горького до сих пор хранится в орловском доме-музее Андреева.

С тех пор практически каждое свое произведение перед печатью Леонид Николаевич зачитывал в «Среде». По воспоминаниям современников, он считал произведение незавершенным, если оно не было оценено в кружке.

Члены «Среды» были людьми хотя и серьезными, но не лишенными чувства юмора. Они давали друг другу прозвища или, как сами говорили, «адреса» – названия московских улиц, переулков, площадей и даже кладбищ. Ну, например, так как Андреев был одним из самых молодых, за ним закрепился такой «адрес» – Большой Новоспроектированный переулок. Самому писателю эта «прописка» пришлась не по душе. И после долгих просьб и уговоров ее поменяли на «Новоганьково».

В 1916 году, за несколько лет до смерти Леонида Андреева, прошло последнее заседание «Среды». Десятилетие спустя Горький писал Телешову из Сорренто: «Ваши «Среды» имели очень большое значение для всех нас, литераторов той эпохи». Увы, тогда возродить лит-кружок так и не получилось.

Душевный вечер

Возобновить добрую традицию литературных встреч и обсуждений, куда могли бы прийти не только писатели, но и художники, фотографы, певцы, поэты, журналисты и музыканты, решили в 2011 году в доме-музее Андреева на улице 2-й Пушкарной. Это место буквально пропитано духом андреевской эпохи. Аккуратные скамеечки перед резным крыльцом, большой прохладный коридор и четыре теплых уютных комнатки, стены которых увешаны семейными фотографиями.

Небольшой квадратный стол в центре гостиной накрыт скатертью с набивным рисунком. Вокруг – несколько высоких стульев. Кажется, вот-вот распахнется дверь и войдет сам Андреев, румяный с мороза. Скинет полушубок около печки и пригласит к столу: «Голубушка, ну что же вы стоите? Присаживайтесь, чай замерзли».

Удивительный дом. Постепенно, гость за гостем, на первое заседание «Среды» потянулись литераторы  и те, кому небезразлична литературная жизнь Орла. Гостиная наполнилась звуками оживленной беседы, шутками и смехом. Гости расселись у стола. Кто-то захватил баян, а кто-то – гитару. Первое заседание литературно-художественного кружка обещало перерасти в концерт.

Конечно же, не обошлось и без официальной части, наполненной всевозможными историческими справками и замечаниями.

– Нам хочется, чтобы в этот дом вернулась жизнь, и «Среда» вновь наполнилась людьми творческими, мыслящими и созидающими, – говорит заведующая домом-музеем Андреева Татьяна Полушина. – Пока мы планируем собираться раз в квартал. Перед встречей все участники будут оповещаться заранее, чтобы было время подготовиться. Прийти сюда может любой желающий, вот только количество мест, сами видите, у нас ограничено.

Плавно и практически незаметно официальный тон встречи сменился радушным. Кто желал, мог и спеть, и стихотворение прочитать, и станцевать. Правда, желающих пока набралось немного.

Помолившись у иконы Божьей Матери, Ольга Пескова исполнила романс Чайковского. Поддержать музыкально-вокальный характер беседы решили игрой на баяне и гитаре.

 А под звуки «Серенады» Шуберта гости стали расходиться. Свет в доме погас, занавески на окнах задернули, дверь закрыли на замок. Все замерло до следующего дня и до следующих встреч.

Катерина САШИНА

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям