Орелстрой
Свежий номер №44(1245) 06 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Резонанс

ТОСы – альтернативная власть?

02.10.2017
Депутаты облсовета на днях озаботились проблемами ТОСов – территориальных органов местного самоуправления. Интерес к теме подогрел прошедший на прошлой неделе круглый стол, организованный комитетом по местному самоуправлению областного Совета. В ходе обсуждения этой, казалось бы, достаточно понятной темы выявилось столько острых и сложных проблем, что от них голова кругом идет. С тем, что деятельность ТОСов была бы на пользу всем, мало кто спорил. Но как организовать эту работу, как вести ее в русле сложнейшего законодательства? Дискуссия выявила, что это огромная проблема.
 
Незаметная деятельность
Создание и развитие территориального общественного самоуправления на территории Орла началось в 1990-х годах. Тогда стали выбирать старших по дому, создавать домкомы, территориальные комитеты общественного самоуправления. Они были образованы при каждом ЖЭУ города.
По мере развития общества и совершенствования федерального законодательства правовая неопределенность этих образований привела к тому, что некоторые из них прекратили свое существование, другие числятся только на бумаге. Формально по отчетам – в настоящее время в Орле более трехсот ТОСов. Считается, что они оказывают всяческую помощь местным властям в решении вопросов социально-экономического развития территории. Но если говорить правду, их деятельность на благо общества не слишком заметна. Особенно в экономическом развитии территории.
В этой связи вспомнилось, как год назад в Краснодарском крае довелось мне стать свидетелем эффективнейшего взаимодействия местного общественного самоуправления и нарушителей правопорядка. Это была картина дивной красоты. Метрах в ста от места, где я проезжал, несколько парней таскали вдоль берега бредень. Ловили то ли крупных карасей, то ли карпов... Внезапно откуда-то появился конный разъезд казаков. Парни бредень бросили, кинулись было бежать, но один казак их окликнул. Парни остановились и вернулись, о чем-то потолковали несколько секунд. А потом один из казаков стал охаживать самого крупного парня плеткой по мягким телесам. Парень покрикивал при каждом ударе, извивался, как уж на сковородке, но бежать не пытался. Другие тоже подверглись экзекуции. Им досталось чуть поменьше. Как понял, воспитывали казаки парней за незаконный промысел рыбы: бредень – снасть запрещенная.
Опыта нет…
Но в настоящее время этот педагогический метод вряд ли признают приемлемым. А вот казаки, как я понял, частично сохранили приверженность к традиционным методам воспитания. У них поколениями вырабатывался опыт самоуправления, укреплялся своеобразный кодекс поведения и чести, который нарушать не позволялось самим обществом.
Осуждение проступка обществом – для казака самое страшное. У нас такого исторического опыта общественного самоуправления нет, особенно в городах, где и соседей по лестничной площадке не все знают. В этом огромная сложность задачи, которую предстоит решать областному Совету.
Теоретически точное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» дано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако жизнь сложнее теоретических построений. До настоящего времени неясно, что это все-таки такое – территориальные органы местного самоуправления. Какова их сущность? Это органы власти или общественные объединения? Если общественные объединения, то на них должны распространяться нормы законодательства об общественных объединениях. В этом случае деятельность ТОСов не может регулироваться федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъекта Российской Федерации и местными нормативными актами.
Одна небольшая статья
Не может ТОС быть признан и органом власти. Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению. Их решения не могут быть обязательными к исполнению всеми жителями территории, на которой они созданы. Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого демократическая власть эффективно существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой – это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений. Как видим, ответ на вопрос, что такое ТОС, неоднозначен и может быть дан только на основе глубокого анализа норм действующего законодательства. При этом должны быть выработаны такие правила, которые не противоречат действующему законодательству.
Для наглядности приведу пример. В Жилищном кодексе РФ полномочиям органов местного самоуправления посвящена только одна небольшая статья 165, в которой отсутствует указание на право этих органов вмешиваться в хозяйственные отношения собственников и управляющих компаний. А поскольку проблемы ЖКХ являются для наших граждан едва ли не самыми острыми, многие председатели домовых комитетов или ТОСов и их члены, что называется, зациклены на «разборках» с управляющими компаниями. А управляющие компании на совершенно законных основаниях и не пытаются взаимодействовать с председателями домовых комитетов по вопросам хозяйственной деятельности в доме. С точки зрения жилищного законодательства председатель ТОСа не имеет никаких полномочий представлять интересы собственников без надлежащим образом заверенной доверенности. Отсюда неизбежные и острые конфликты.
Выход из положения?
На мой взгляд, в настоящее время не представляется возможным создание эффективного органа общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «федеральный центр – субъект Федерации – местное самоуправление». Каким-то выходом может стать наделение председателей ТОСов полномочиями помощников депутатов разного уровня. Но принципиальное решение – проработка закона области о территориальных органах местного самоуправления и законодательная инициатива о внесении соответствующих поправок в федеральные законы. Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления». Без этого эффективного местного территориального самоуправления, по моему мнению, не получится.
Алексей Кузьмин

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям