Орелстрой
Свежий номер №13(1217) 19 апреля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

«То будет впредь…»

12.04.2017
В необыкновенно солнечные и теплые мартовские дни Центр библиотечного обслуживания Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева вновь представил посетителям тематическую выставку из цикла «История одного предмета». Подобные выставки стали уже традиционными на этой площадке: в течение пяти лет к Новому году и Международному женскому дню директором центра Еленой Олеговной Гороховой и ее заместителем Ириной Ивановной Василевской готовится оригинальная экспозиция.
 
Выставка фарфора
На этот раз дверь библиотеки украшает креативная афиша – надпись на овальном блюде Всеукртреста, украшенном по краю тракторами, пашнями и лошадьми – типичными символами освобожденного крестьянства 20-х годов минувшего столетия, гласит: «То будет впредь, то было встарь… Выставка фарфора». За стеклами книжных витрин развернуто разнообразие изделий фарфоровых заводов безвозвратно ушедшей эпохи Советского Союза: Гжельского, Дулевского, Полонского, Барановского, Кисловодского, Куйбышевского стройфаянса... Также есть образцы Императорского фарфорового завода, несколько столетий составлявшего славу государства Российского.
Экспозиция многообразна: юный Александр Сергеевич Пушкин с пером в руке задумался над тетрадью – облекает изменчивый образ в стройную рифмованную форму, а малыш Филиппок торопится в школу. Ностальгические чувства чего-то навек утраченного вызывают сейчас серийные фигурки, отражавшие дружбу народов: якут с рыбой, узбечка, разливающая чай, парочка влюбленных, затерявшихся в украинской майской ночи. На выставке много фарфорового зверья: грациозно возлежащие спаниели, серьезные мопсы, коты и кошечки на любой вкус, семейство панд, птички. Жемчужиной анималистической витрины является «Лев» – гжельская цветная обливная керамика выпуска 1936 года. И, конечно, знаки времени, придающие уют любому жилищу – олимпийские мишки, ежики, корзиночки с цветами, дамочки и слоники.
Кроме отечественных изделий, на выставке представлены и импортные образцы. Устроители не могли пройти мимо изделий китайских мастеров, ведь Китай – родина фарфора. Конечно, это не тот элитарно-легендарный, считавшийся привилегией высших слоев общества фарфор, а вполне народный, так сказать, изделия широкого потребления, но от этого не менее заслуживающие внимания – приятные вещицы, элемент интерьера, вероятно, каждого современного дома.
Завораживает горделивой статью «Конь» английского производства – в сбруе из кожи с настоящими пряжками – удовольствие для глаз и восхищение заморскими мастерами: в основании фигурки нет подставки, и гнедой удерживает вес на четырех ничем не укрепленных копытах. Выполнить такую фигурку технологически – высший пилотаж! Неподалеку расположился «Кот»-поильник – богемский фарфор, изготовленный из уникальной розовой глины, дальше – рижский – тогда еще отечественный – фарфор…
Экспонаты с историей
Как и положено, экспонаты сопровождаются исторической справкой, в которой приведены биографии знаменитых художников-керамистов – Сергея Александровича Воробьева, Павла Павловича Веселова, Людмилы Павловны Азаровой, а также отмечены характерные особенности изделий разных заводов. Но открытие выставки – особая составляющая проекта, поскольку И.И. Василевская является великолепным рассказчиком и неутомимым экскурсоводом. Условленного часа с нетерпением ждут не только работники университета, но и жители города. Сотрудники вуза – как активные поставщики экспонатов, что также зафиксировано в летописях выставок, а жители города – как благодарные и заинтересованные участники. И каждый раз, слушая повествование о том или ином предмете, можно почерпнуть массу интересных и неожиданных фактов. Например, можно ли поломать песочные часы? Какими шкатулками пользовались модницы XIX столетия? Как выглядят книги, пережившие отечественные войны 1812-го, 1914-го и 1941 годов и какими уникальными сокровищами обладает библиотека университета? А ведь собрание хранит издания, датируемые – подумать только – 1774 годом.
А начиналось все в канун 2013 года, когда возникла идея разнообразить выставочную работу читального зала. Действительно, что обычно представляют собой библиотеки? Книги, журналы, научные издания, газеты. А почему бы не создать на базе библиотеки современное музейное пространство, модно называемое сейчас Espace Musees? Так и появилась первая «ласточка» из цикла «История одного предмета» и получила название «Волшебная сказка детства: история елочной игрушки». Уже через год «Волшебная сказка детства. Часть 2» порадовала гостей новогодними открытками разных лет, а еще через год – плюшевыми мишками под елкой.
Персональные выставки сотрудников университета, приуроченные к мартовскому дню, также становятся замечательной традицией: коллекции оберток от шоколада Татьяны Николаевны Каськовой «Жизнь в шоколаде» и «Прекрасный пленник хрусталя» – духи, собранные Надеждой Дмитриевной Соболевой, «Фея кукол создавала» – коллекция авторских кукол, а потом и декупажа Елены Олеговны Гороховой – все это находит теплый отклик коллег и поклонников, что отражено в книге отзывов центра.
Без пафоса
«Старинные часы еще идут…», «Моя шкатулка», «Фантазии полет и рук творенье…», «Листая историю» – поэтические названия тематических выставок заранее создают необходимую атмосферу, настраивая на определенный лад. Надо сказать, что создатели выставок не ограничиваются так называемыми «дамскими» темами, затрагивая также и драматические страницы истории страны. Например, события Первой мировой войны посетители выставки увидели через призму сканированных плакатов той поры. Выставка же «1.9.1.4./1.9.4.1. – кровавая комбинация» представляла собой экспозицию вещественных памятников двух страшнейших войн ХХ века. Через предметы быта, личные вещи, одежду и письма с фронта внимательный зритель мог перенестись в иную эпоху, почувствовать дыхание времени. Судьбы человеческие… Неразрывное переплетение социального и частного, глубоко личного и общественного.
На подобных выставках, совершенно не пафосных по сути, удивительным образом и как будто невзначай затрагиваются серьезные вопросы жизни нашего общества: какую память о себе оставляют человеческие поступки, кто мы и чему учит нас история. Одной из знаковых выставок центра является ежегодный «Бессмертный полк»: из-за стекол витрин на посетителей с фотографий смотрят герои – родственники ныне работающих сотрудников университета, а также преподаватели, сотрудники и студенты, сражавшиеся и отдавшие жизни в борьбе за родную землю.
В настоящее время современным трендом является использование неспециализированных площадок для проведения выставок. Это поистине народное течение набирает все больше поклонников и последователей по всему миру. Можно сказать, что Центр библиотечного обслуживания ОГУ имени И.С. Тургенева интуитивно и «в десятку» оказался в авангарде движения. И планов на будущее у них громадье!
 
Кстати
Все желающие могут познакомиться с выставкой до конца апреля по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95, главный корпус, 2-й этаж, с 9.00 до 17.00, кроме выходных.
Юлия Тютюнова

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям