Орелстрой
Свежий номер №37(1241) 18 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Культурная среда

Театральное лето, или Перекресток идей, людей, культур

14.06.2016
Когда попадаешь в водоворот театральных событий, кажется, что Мельпомена вскружила голову огромному количеству людей и они устремились кто на сцены, кто в залы, чтобы доказать реалистичность и необходимость выдуманных миров. В Орле набирал обороты долгожданный и масштабный фестиваль LUDY, а театральной студии Института эстетического образования Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева «Ювента» удалось отправиться в Новозыбков, где с 3 по 5 июня проходил ХIV Международный фестиваль молодежных театров «Славянский перекресток». Впечатления свои захотелось представить в формате автоинтервью. А что? Вопросы сам себе человек всегда задаст правильные и удобные. Правда, утратится эффект неожиданности и не получится творческого экспромта, но зато выговориться можно будет досконально и картина происходящего должна получиться достаточно цельной. Самому-то с собой договориться до консенсуса легче. Хотя… Короче, сейчас проверим!
 
Впервые за 16 лет
– Что такое, по-вашему, фестиваль и что он способен дать творческому коллективу?
– Всем известно, что само понятие возникло от античного определения «праздничный», поэтому главная задача устроителей, на наш взгляд, это создание особой жизнерадостной обстановки, располагающей к общению, знакомствам, поиску точек творческого соприкосновения. Лично мы взаимодействовали непосредственно с Еленой Дёминой, которая с первого момента всем своим поведением и отношением сразу дала понять, что это мероприятие – не формальность, не отчетная галочка, а центральное событие культурной жизни города. Мы оказались на фестивале за 16 лет существования студии впервые и, надо сказать, чувствовали себя абсолютно естественно, так сказать, в своей тарелке. Очевидно, дозрели.
Следует сказать об особенностях мероприятия. Уже почти десять лет с ним тесно связан профессор РАТИ, руководитель Московского молодежного экспериментального театра Вячеслав Спесивцев, являющийся председателем жюри и зачастую впервые представляющий свои новые спектакли на суд именно новозыбковского зрителя. На этот раз это был «Плут Скапен», сконцентрированный, как понятно по названию, на фигуре заглавного персонажа, сыгранного ведущим актером театра Данилой Дзыгары, вполне заслуженно получившим высокую оценку зрителей и жюри.
По поводу того, что фестиваль дает коллективу, думаю, разногласий не возникнет ни у кого. На Руси давно существует идиома о том, как полезно «других посмотреть и себя показать». Когда вырываешься за географические и привычные культурные границы, особенно остро чувствуешь многообразие окружающего мира, его уникальность.
 
«Ювента» и все-все-все
– Что нового вы увидели, узнали, поняли, повлиял ли фестиваль на стратегию развития студии «Ювента»?
– Мы были слегка ошарашены, впервые увидев школьный театр «Лучик» из Истринского района Московской области. Эти малыши были готовы к любому экспромту, к любой версии развития событий. И спектакль был под стать им самим – «Подарок для Маленького Принца» (комедия по мотивам широко известной сказки Антуана де Сент-Экзюпери). Коллектив Одинцовского района Московской области «Крылья» (руководитель Ольга Скобцева) потряс поистине эпическим размахом, представив собственную сказку «Волшебное зеркало». Уже в первый день работы фестиваля мы увидели «Алису в Стране чудес» в исполнении Образцового детского музыкального театра «Синяя птица» из города Новозыбкова.
Как вы уже заметили, в этом году замыслы режиссеров обратились к сказочным сюжетам. Было и несколько работ для взрослых: драма, скорее притча, «Монрок, или Там, за стеною дождя» и социальная драма «Далекий дивный свет», посвященная 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Оба авторских спектакля, имеющих свои плюсы и минусы, были отмечены в различных номинациях.
Насчет влияния чужих показов на развитие нашего театра могу сказать, что он всегда рос изнутри, а не снаружи. Можно отмечать сильные стороны, радоваться за коллег, воодушевленно аплодировать (что мы и делали), но заимствовать приемы, техники – это, на мой взгляд, вещь абсолютно инородная, бесполезная. Да и потом, мы всегда делали ставку на актера, на его способности, поэтому никогда не прибегали к профессиональному гриму, громоздким декорациям. Наш почерк – это философия минимализма: стул на сцене, два-три предмета. А остальное – взгляд, интонация, взаимосвязь между актерами.
 
Триумф Затворника и Шестипалого
– Какой спектакль вы показали, почему и как он выглядел в рамках данного фестиваля?
– «Ювента» привезла на фестиваль вещь очень рискованную – философскую притчу «Откуда мы беремся…» по мотивам повести знакового автора современного постмодерна Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Закрадывалась мысль, а сможем ли мы нашим камерным спектаклем перестроить зрителя, доказать важность слова, а не фееричного действа. Почувствует ли аудитория трагический подтекст продолжительного диалога, ведь далеко не сразу становится понятно (и это замысел писателя), что беседуют два бройлера, оказавшиеся вне «социума», куриного общества, обреченного на убой.
Мы показали спектакль в Орле всего два раза, он до момента отъезда обогащался все новыми и новыми приемами и эпизодами (и продолжает это делать). Он стал для нас очень важной вехой в развитии: от комедий, классических, зачастую малоизвестных, имеющих скорее литературоведческую ценность, мы вдруг резко перешли к модернистской прозе, жесткой, смелой, парадоксальной, острой. К тому же в наш спектакль неожиданно врываются стихотворения И. Анненского, В. Маяковского, К. Бальмонта, С. Есенина, М. Айзенберга, А. Кушнера; рядом с музыкой П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Э. Мариконе звучат композиции «Кино», «Ленинграда», «Ласкового мая», The Rolling Stones (последняя является музыкальным лейтмотивом). Несмотря на авангардное решение, темы затронуты самые что ни на есть вечные: жизнь и смерть, выбор и ответственность за него, свобода и конформизм, рутина и мечта, ученик и учитель. К тому же на сцене сошлись представители разных поколений. Антон Бушунов, стоящий у истоков основания «Ювенты», и два первокурсника: Егор Помелухо, студент юридического факультета, и Ирина Кулакова, студентка филологического факультета. Эта возрастная парадигма идеально подходит для воплощения замысла, ведь опыт Затворника бесценен для желторотого изгоя Шестипалого и пытливой крысы Одноглазки.
Надо сказать, что показ в Новозыбкове оказался просто потрясающим: переполненный зал, напряженное внимание, абсолютное погружение в происходящее.
 
Продолжение следует
– Эта поездка в Новозыбков оставила какие-то особенные впечатления?
– Даже ее начало стало удивительным: мы, вырвавшись из города, наслаждались свежей зеленью, куртинами люпинов, скульптурами облаков. В самом Новозыбкове, этом 40-тысячном городе, действуют два театра и три танцевальных коллектива: «Калинка», «Гранд» и «Светлячок». На церемонии открытия и закрытия мы увидели танцы такого уровня, какому, очевидно, позавидовали бы и столичные города. На время фестиваля для его участников были бесплатными аттракционы в городском парке и фильмы в кинотеатре. Особенно хочется отметить наших волонтеров, студентов медицинского колледжа Михаила Гайдукова, Татьяну Данченко и Семена Багманова, которые обращались с нами как с близкими родственниками, решая возникающие проблемы, опекая и помогая буквально ежеминутно и круглосуточно.
Здесь впервые в чужом городе к нам подошли на улице и сказали, что мы им очень понравились. Здесь впервые нам подарили цветы не после спектакля, а до, вспомнив нашу визитку – инсценировку рассказа А.Т. Аверченко «Неизлечимые», которую разыграли Антон Бушунов и Александр Туманов. А фраза «И все завертелось» стала буквально гимном фестиваля. Здесь мы познакомились с семьями, которые просто живут в состоянии театрального драйва и тотального гостеприимства. Одним словом, Новозыбков оказался уникальной вехой в судьбе «Ювенты».
– Есть ли явные итоги поездки и планы, которые хочется воплотить в жизнь?
– Мы довольны нашими результатами! Диплом за лучшую режиссуру, единственный в 15 номинациях, и диплом за лучшую мужскую роль (Антон Бушунов) мы увезли с собой. Гран-при вполне заслуженно достался местному коллективу – кружковому объединению «Театральная мозаика» за авторский спектакль «Все мальчишки дураки, или И вот однажды…». Руководитель Ольга Богданова делает главное – сохраняет у своих актеров детскую психофизику, любовь к эксперименту, азартность и естественность.
Весьма плодотворным и обнадеживающим результатом можно считать приглашение на Открытый всероссийский форум молодежных театральных коллективов «Взмах крыла», который третий раз будет проводиться в подмосковном театральном центре «Жаворонки».
Ну вот и поговорила я сама с собой по поводу очень удачной поездки орловской «Ювенты» в брянский Новозыбков. Может быть, что-то и упустила, чему-то не уделила внимания, но, надеюсь, хоть капельку заразила своих земляков жаждой творческого дерзания и охотой к перемене мест.
 Наталья Смоголь

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям