Орелстрой
Свежий номер №36(1240) 11 октября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Интервью

Театр как способ жизни

23.09.2015

Признаться, когда шла на это интервью, все думала, в какое бы русло направить разговор. Ведь одно дело беседовать, например, с артистом театра, и совсем другое – с завтруппой… С одной стороны, вроде, администратор, а с другой – тонкий психолог, подмечающий каждую нотку таланта, каждую особенность и способность актера. По крайней мере, так оно, наверное, должно быть. Так и оказалось. Только моя собеседница – помощник художественного руководителя ОГАТ им. И.С. Тургенева по труппе Людмила Коленко – гораздо больше психолог, чем администратор. А самое главное – удивительный, всей душой преданный театру человек.  Собственно, театр и стал главной темой нашего разговора.

Семейная традиция

– Людмила Ивановна, вы не коренная орловчанка, хотя уже больше 40 лет служите в театре имени Тургенева. Почему перебрались в Орел?

– Причина переезда была совсем личной, связана со здоровьем ребенка. Дальний Восток – это очень далеко. А нам необходимо было постоянно ездить в Москву на консультации. Конечно, на актерские деньги (муж мой тоже актер) мы это одолеть не могли и пытались перебраться поближе к центру России. В результате оказались в Орле, в театре имени Тургенева.

– А как вообще судьба свела вас с театром?

– Страсть к театру мне привили родители. В традициях нашей семьи было посещение спектаклей. И вот что хочется отметить. Сейчас говорят, театр – дорогое удовольствие. А раньше как было? Для бюджета среднестатистической советской семьи частые культпоходы были тоже накладны. Мы, например, жили на окраине Хабаровска, своей машины не было, спектакли начинались в 19.30 и шли не меньше трех с половиной часов, обратно добираться было сложно. Но, тем не менее, поход в театр всегда становился праздником, событием, которого очень ждешь. Поверьте, это сплачивает семью, прививает правильные ценности. 

 

Смысл сотворчества

– В чем особенная, на ваш взгляд, прелесть театра, в сравнении с другими видами искусства?

– Наверняка, каждый из нас хоть раз слышал утверждение, что современный театр плох и что он доживает последние дни. Подобные разговоры ведутся постоянно. Помню, в детстве, открыв для себя кино, я тоже думала о том, что, наверное, со временем оно заменит театр. Но именно последний из всех видов искусства обладает замечательными выразительными средствами. И, кроме того, именно театр в наибольшей степени нуждается в сотворчестве со стороны зрителя. Поэт пишет стихи, художник – картину, музыкант – партитуру… Пишут один на один со своим вдохновением, дожидаясь его… И судьба этого произведения, факт его существования не зависит от наличия аудитории. Оно существует уже само в себе и само по себе. Чего нельзя сказать о театральной постановке. Режиссер здесь находится в зависимости от артистов, артисты – от режиссера, художника, портнихи, которая шьет костюм к спектаклю, в конце концов… Это единый организм, существование и работа которого в конечном итоге зависит от зрителя. Театр невозможен без зрителя. Зрители, присутствующие во время творческого события, приобщаются к его созданию, также становясь творцами.

Давно придумано слово катарсис, которым называют наивысший духовно-эмоциональный результат восприятия эстетического опыта, в нашем случае – театрального опыта… Такое переживание очищает человека, перестраивает, позволяет увидеть в жизни те грани и смыслы, которых он, возможно, не замечал.

 – Но бывают и неудачные спектакли…

– Бывают, как и неудачные стихи, картины, музыкальные произведения. 

– И от чего же зависит успех, как вы считаете? Как происходит, что не всегда даже хороший спектакль резонирует с аудиторией?

– Действительно,  судь-ба постановок складывается по-разному. Причин здесь много. К примеру, если не возникает сцепки со зрителем в начале действия, артист может запаниковать, начинает «давить» на аудиторию. В результате искры между происходящим на сцене и зрительным залом так и не появляется. И зритель, бывает, уходит опустошенным. Но тот же самый спектакль, просмотренный в другой день, даже с тем же самым актерским составом, может вызвать совершенно иные впечатления.

 

Актерская доля

– Вы сама в прошлом актриса и с актерами взаимодействуете постоянно. Что скажете о профессии?

– Профессия артиста – тяжелейшая. Это, вроде, свободные художники, которые вместе с тем должны целиком подчиняться воле режиссера. Потому что только так создается спектакль. Актеру необходимо сочетать свободу созидания собственного сценического образа и в то же время давление режиссера, у которого имеется свое видение постановки и роли каждого в ней.

– У вас непростая работа – кроме того что вы вместе с худруком определяете предназначение артиста для той или иной роли в штатном режиме, вам приходится принимать ответственные решения и в экстремальных ситуациях. К примеру, если исполнитель заболел или по какой-то другой причине не смог принять участие в спектакле, вам нужно спешно находить замену. Чем вы руководствуетесь в первую очередь? Раскроете секрет?

– Когда билеты раскуплены и зрители (особенно если речь идет о наших маленьких зрителях) уже идут посмотреть постановку, действительно, решение приходится принимать экстренно. И, конечно, есть у меня для таких случаев свои секреты. Сохранить спектакль важно, но необходимо, чтобы качество и уровень исполнения роли были соответствующими. Исходя из отношения к театру, из того, как человек смотрит на себя, на других, как часто присутствует на спектаклях, конечно, условный «список» у меня в голове существует. Хотя в каждом случае критерии отбора могут быть разными. Приходится учитывать и памятливость артиста, сообразительность, способность быстро вжиться в роль и то, как он будет сосуществовать на сцене с коллегами по цеху.

 

На грани эпатажа

– В начале интервью вы говорили о традиции ходить в театр, существовавшей в вашей семье. Как можно объяснить современным, очень занятым порой людям важность и нужность такой традиции?

– На театральных подмостках разыгрываются по большому счету все жизненные ситуации: и с неверными женами/мужьями, и с безответственными детьми, и с друзьями-предателями, здесь можно увидеть разрешение самых трагических коллизий и получить ответы на самые волнующие вопросы. И если человек соприкоснется с театром, то, оказавшись в схожей роли в настоящей жизни, возможно, сделает верный выбор, примет правильное решение.

– А, на ваш взгляд, театр должен намеренно чему-то учить, воспитывать?

– Скажу как работник театра: нет. Сколько бы мы ни пытались оторваться от западной культуры, мы развиваемся в этом контексте. И эпатаж – один из ходов, позволяющий привлечь внимание к произведению искусства. То, что вы как зритель чего-то не понимаете и не принимаете, то, что общество начинает обсуждать, а порой и осуждать тот или иной спектакль – это тоже важно, это вклад театра в развитие этого самого общества. Если на проблему обращают внимание в театре, значит, она точно вышла за грани допустимого и стала проблемой.

– Если сказать буквально в нескольких словах, что для вас театр?

– Это способ жизни. Думаю, как и для всех, кто служит театру.

Справка «ОВ»

Людмила Ивановна Коленко в 1969 году закончила Дальневосточный институт искусств. Играла на сцене Краевого драматического театра имени М. Горького во Владивостоке. С 1976 года работала заведующей труппой Орловского областного драматического театра имени И.С. Тургенева в течение 12 сезонов. Преподавала в Орловском государственном институте искусств и культуры. С 1999 года – помощник художественного руководителя по труппе. Лауреат Тургеневской премии. Награждена Почетной грамотой Министерства культуры России.

Беседовала Ольга Шевлякова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям