Орелстрой
Свежий номер №40(1244) 15 ноября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Театр и зритель: главное - диалог

29.09.2014

26 сентября муниципальный драматический театр «Русский стиль» открывает новый, двадцать первый творческий сезон. О планах будущей работы, премьерах, которые увидят зрители, и задачах современного театра рассказывает его неизменный художественный руководитель, заслуженный артист России Валерий Симоненко.

Пути классики

– Валерий Иванович, каждый сезон в «Русском стиле» особенный, отличающийся своей концепцией. Чего ожидать зрителям в этом году?

– Прошлый, двадцатый, сезон был юбилейным, и его мы для себя с юмором определили как сезон «от Андреева до Бунина». Новый, по прежней аналогии, для себя называем «от Достоевского до Тургенева».

Первой премьерой сезона станет спектакль по Достоевскому. Его фантастический рассказ «Кроткая» ставит режиссер из Рязани Владимир Дель. Спектакль будет решен нетрадиционно, в современном, неожиданном стиле, и это, на мой взгляд, интересно для орловского зрителя.

Я надеюсь, что венцом этого сезона будет Тургенев как олицетворение культуры края. Мы берем для постановки самое известное произведение – «Дворянское гнездо». Этот спектакль тоже будет решен нетрадиционно – по ощущениям, по мировоззрению романа.

Полным ходом идет подготовка к юбилейным датам. Например, в сентябре 2015 года будет отмечаться юбилей М.М. Бахтина. Мероприятия предполагаются в Москве, Саранске, где Михаил Михайлович работал, и, конечно же, в Орле. К этому времени мы подготовим спектакль, посвященный жизни и творчеству нашего земляка.

Близится и  450-летие города Орла. К этой дате у нас разработана большая программа «Классика и писатели-орловцы». Благодаря ей в нашем репертуаре уже появились Лесков, Андреев, Бунин.

Своеобразной точкой, итогом «орловской программы», правда,  не в этом, а в следующем уже сезоне, станет спектакль «Истоки». Здесь мы обратимся к истории возникновения Орла. Пьесу об основателе города Иване Грозном, о первых годах Орловщины написал Леонард Золотарев.

Выбирают время и зритель

– А новые спектакли по произведениям современных авторов появятся в вашем репертуаре?

– Современный театр не может существовать без современной драматургии. Поэтому мы выпустим две работы по произведениям очень известных современных драматургов. Это «Клинч» по пьесе Алексея Слаповского и комедия «Детектор лжи» по Василию Сигареву.

– Прошлый сезон открыл зрителю спектакль по пьесе современного орловского драматурга Елены Чижминой («Жизнь после»). Продолжите ли вы работу с современными орловскими авторами?

– Однажды театр уже ставил пьесу Ирины Михеичевой («Псевдолирическая комедия»). Планируется постановка новой ее пьесы – «С днем рождения, хозяин!». В планах также осуществить постановку новой пьесы Валентина Солоухина. Вообще, мы часто обращаемся к материалам орловских авторов.

– Следовательно, орловские писатели имеют возможность быть поставленными на сцене «Русского стиля»?

– Не только профессиональный писатель, но и любой человек может предложить свою пьесу. Если материал интересен нашему зрителю, мы беремся за работу. Собственно, так и произошло с Еленой Чижминой. Она написала сначала книгу, потом – пьесу. С прошлого сезона спектакль «Жизнь после» обосновался в нашем репертуаре.

– Расскажите, как проводится отбор для постановки именно современных пьес? Есть ли какие-то определенные критерии?

– Первый критерий – это сам зритель, его способность к восприятию материала. Мы стараемся выбрать то, что интересно и понятно именно ему. Огромное влияние оказывает время, в котором находится зритель. Ведь все вокруг может перемениться в считанные недели и даже дни. Посмотрите, как изменилась судьба каждого из нас с событиями, которые в феврале начались в Украине… Кроме того, многое остается на долю гражданской позиции и совести режиссера. Ну и, конечно, критерий, общий и для классики, и для современной пьесы, – актер. Всегда задается вопрос: а сможет ли актер с помощью этого текста передать ощущение времени, в котором находится? Если нет, то пьесу брать не стоит.

Разнообразие жанров

– Театр «Русский стиль» известен множеством проектов. Работа над ними будет продолжена?

– Мы продолжим работу над проектами, которые полюбились зрителю. Это и «Диалоги в «Русском стиле», где мы показываем интересные творческие работы непрофессиональных театров и театральных студий. В прошлом году мы показали несколько любопытных работ учебного театра ОГИИК «Диагональ», театров-студий «Млечный путь» и «Ювента». Возможно, в наступающем сезоне этот список расширится.

Также будет продолжена работа проекта «Театр у камина». В его рамках с большим успехом прошли Пушкинский вечер, программа, посвященная А.И. Куприну, поэтические вечера. Раньше в таком жанре работала филармония, было много актеров-чтецов. Сейчас эта традиция во многом утрачена, но театр старается ее продолжить.

В предыдущем сезоне мы убедились, что многим зрителям интересна не только зрелищная составляющая театрального искусства. Им хочется слушать живое слово. Вообще мы порой забываем о том, что театр по своей сути – искусство элитарное. Вот кино, например, может быть массовым, а театр – нет. Поэтому работа в театре сложная, но всегда благодарная и благодатная.

Живое искусство

– Валерий Иванович, вы несколько раз подчеркнули важность времени, в котором мы существуем, скорость смены исторических вех… Скажите, меняются ли задачи театра в наши дни?

– Задачи театра абсолютно неизменны, они прописаны в манифесте «Русского стиля». Но, если говорить в общем, то театр может отражать реалии жизни в художественной форме. При этом ни в коем случае нельзя ничего навязывать. Театр не должен быть идеологичен. Искусство не может научить, и не нужно ставить перед собой такой задачи. Отразить действительность в определенной эстетической форме, задать вопросы – вот что должен делать театр. А ответить на заданные вопросы должен сам зритель.

Если интонация театра совпадает со зрительской, то это идеал. На этом основаны отношения. Конечно, существует много проблем и с организаторской, и с человеческой стороны. Но главное – созвучие со зрителем, диалог с ним. Театр умирает только тогда, когда зритель теряет к нему интерес.

– Вы часто говорите об Орле, орловском зрителе. А что для вас значит наш город?

– Орел для меня, в первую очередь, город, где я живу и работаю. У нас с городом такой полноценный творческий обмен: мне есть что отдать ему, а он взаимно что-то отдает мне.

Я работал во многих городах, объездил весь мир и могу сказать, что отношения с городом либо складываются, либо нет. Я люблю Орел, его реки, парки, людей, которые здесь живут. Мы ведь не думаем, когда дышим. Просто чувствуем, хороший ли воздух вокруг нас. Вот так и с Орлом. Мне здесь легко дышится.

А об орловском зрителе я говорю еще и потому, что театр, которым я руковожу, муниципальный. Мы ориентируемся в первую очередь на орловского зрителя. И афиша у нас «орловская». Это дает возможность отличаться от других, иметь собственное лицо.

– «Русский стиль» постоянно участвует в городских и областных мероприятиях, сами вы постоянно ведете широкую общественную работу. Расскажите об этом.

– Я являюсь членом общественного совета при мэре Орла, вхожу в попечительский совет «Дворянского гнезда», комиссию по помилованию при губернаторе Орловской области. На мой взгляд, общественной работе надо уделять большое внимание. Это входит в обязанности гражданина. Человек, который занимается искусством, не должен заниматься политикой, но при этом он не может игнорировать ту среду, в которой существует. Влиять на нее, исподволь что-то менять – это и есть гражданская позиция.

– 2014 год объявлен Годом культуры. Как, по-вашему, это номинальное обозначение или же отражение времени?

– Год культуры, Год литературы – эти вехи выбраны формально. Но хорошо уже то, что о культуре говорят. А подвижки, результаты проявляются не сразу.

Но при этом в появлении Года культуры есть и глубинный смысл. Философ Соловьев говорил, что русского человека отличает от других чувство стыда. Это и в самом деле яркое чувство. Человек не может его скрыть, потому что от стыда краснеют. Стыд, совесть, честность, долг, чувство справедливости – в этом душа России, ее свет. А именно об этом всегда говорила наша культура. Это важно и сегодня, и завтра. Время меняется, а самое важное в человеке должно оставаться. Для этого все мы живем и работаем.

Зоя Дякина

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям