Орелстрой
Свежий номер №44(1246) 13 декабря 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Специально для "ОВ"

Татьяна Грибанова: «Прежде всего – писать»

25.02.2015

17 февраля известная орловская писательница Татьяна Грибанова отметила юбилей. В этот день областная библиотека им. И.А. Бунина собрала множество гостей: общественные и культурные деятели из разных городов России приехали поздравить именинницу – друга, соратника, талантливого поэта и прозаика. Сама себя она причисляет к писателям-деревенщикам, считая, что направление это в литературе нужно возрождать. Деревня – хранилище исконных традиций, настоящего русского языка, основ русской духовной культуры… Все это есть в творчестве Татьяны Грибановой. Как раз о нем – о творчестве, а также поиске вдохновения, главных авторских принципах и многом другом – в интервью писателя, данном накануне юбилея.

Год наград

– Татьяна Ивановна, минувший год стал для вас очень урожайным на литературные награды. Всероссийская премия имени Евгения Ивановича Носова, Международная премия имени Андрея Платонова – всех их удостоилась ваша книга деревенских рассказов «Лесковка». Вы ожидали, что ее ждет такой успех?

– Действительно, прошлый год стал для меня во многом очень удачным, чего я совсем не ждала. Все началось с того, что книга «Лесковка», написанная еще в 2013 году, в 2014-м была награждена за литературное мастерство, став Книгой года. А потом с ней стали происходить неожиданные и замечательные метаморфозы. Орловская библиотека имени Бунина, где проходила презентация книги, выдвинула мой сборник рассказов сразу на две всероссийские литературные премии: первая – имени Василия Макаровича Шукшина и вторая – имени Евгения Ивановича Носова. Что касается Шукшинской премии, «Лесковка» вошла в шорт-лист. А вот Носовская премия случилась. В декабре мне позвонили, поздравили и пригласили в Курск, что стало для меня совершенной неожиданностью.

Дальше – интереснее. Почти в то же самое время мне позвонил Владимир Николаевич Крупин, известный прозаик, секретарь правления Союза писателей России – и сообщил, что я стала еще и лауреатом XXI Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова «Умное сердце». За рассказ «Ржаные опенки» мне досталось первое место в номинации «Проза». Но и этого оказалось мало! Перед самым Новым годом я открыла газету «Российский писатель» – и вижу: меня выдвигают на премию этого издания за прозу. А вся проза, опубликованная в «Российском писателе», была вновь из сборника «Лесковка»!

Сила слова

– Творчество всегда очень органично входило в вашу жизнь. Фотография, дизайн, вышивка – во всех этих направлениях вы работали и весьма успешно. Но выбрали в результате писательство. Почему?

– Да, может, и не сама я делала этот выбор. У меня давно есть ощущение, будто меня кто-то ведет. Все происходит вроде бы осознанно, а вроде – по наитию… Это словно нахлынуло однажды потоком…  Сложились первые стихи. А затем уже выработался и своеобразный, свой собственный писательский кодекс.

На мой взгляд, писатель должен существовать в нескольких ипостасях. Прежде всего – писать. Во-вторых, публиковаться, причем по возможности серьезно, в этом деле здоровые амбиции обязательно должны присутствовать. Писателю нельзя существовать в изоляции, нужно иметь смелость представить то, что делаешь, публике и выдержать критику, какой бы суровой она ни была. Ведь любое творчество подразумевает рост, постоянную работу над собой. К слову вообще нельзя относиться легкомысленно. Помните: Бог – это Слово? И каждый из нас ответственен за все написанное или сказанное всуе. Причем чем больший дар тебе дается, тем выше ответственность.

– Стихи или проза? Что вам ближе?

– Я начинала с поэзии. Вступала как поэт в Союз писателей России. Но на тот момент у меня уже было несколько небольших рассказов. На свой страх и риск я взяла одну из работ с собой – вдруг доведется показать Крупину… И, представляете, я действительно смогла показать ему рассказ. Владимир Николаевич вселил в меня надежду, причем буквально несколькими словами. Помню, он произнес тогда: «Ух ты, как…». И все. Я вернулась домой и с этого момента стала писать прозу. В результате она собралась в «Лесковку». Поэзию, конечно, тоже не забросила. Стихи, написанные в тот период, стали книгой «Соль». Тогда же я написала поэму «Сказ о Судбищенской битве».

Я на каком-то глубоком внутреннем уровне чувствую, когда писать прозой, а когда стихами. А если говорить о том, что ближе… Люблю прозу, потому что она дает гораздо большую широту, позволяет сказать то, чего не выразишь в стихах. Я иногда чувствую, что мало мне этих нескольких четверостиший…

– Как бы то ни было, проза ваша очень поэтична. Вы намеренно добиваетесь такого эффекта?

– Может быть, так получается, потому что огромное значение я придаю первому абзацу, первому предложению. Я долго его ищу. Сейчас вот работаю над рассказом: сюжет в голове был уже давно, а первое предложение искала неделю. Почему оно так важно? Потому что задает ритм. И затем уже каждое слово ему соответствует, встраивается в это ритмическое единство.

 

Родом из детства

– Татьяна Ивановна, где источник мотивов, сюжетов, образов ваших самобытных произведений с их удивительной атмосферой?

– Я и сама об этом много думала. Наверное, все истоки – в моем детстве. Когда я возвращалась от бабушки и говорила ее ни с чем не сравнимым языком, словами, которых не услышишь в современной речи, моя мама – литератор – хваталась за голову. А сейчас я очень благодарна бабуле за то, что донесла до меня тот древний, исконный наш язык. Я рада, что в моей жизни была своя Арина Родионовна – Анна Григорьевна, которая нянчила меня, качала в люльке, одновременно управляясь с ткацким станом, пока учились в институтах, стремясь в светлое будущее, мои мама и папа.

Благодаря бабушке я впервые соприкоснулась с православием. Страна шла вперед под звуки горнов и барабанов, а бабушка жила какой-то иной, собственной жизнью, с образами в красном углу, с запахом елея от прокопченной лампадки, с тяжеленной старинной Библией на липовой этажерке. Помню, восемь лет мне было, когда увидела впервые, как бабушка молилась. Просила защиты для меня у покровительницы моей, святой Татьяны. В ту же ночь, на печке, она и рассказала мне о подвигах мученицы. С тех пор так и росла я – между бабушкиными сказами о житиях святых и походами с родителями на спевки в колхозный клуб.

– О чем будет следующая ваша книга? Или, быть может, она уже написана?

– Книга, которую я хотела бы издать следующей, действительно, уже написана. Я работала над ней почти два года, готовила к своему юбилею, и труд этот имеет для меня особенное значение: в нем я пытаюсь подвести некоторые итоги, размышляя о прошлом, причем не только своем – своего рода, земли родной…

Не хотелось бы рассказывать сейчас о книге подробно – очень надеюсь, такой шанс в скором времени представится. Скажу только, что эту особенную, веховую для меня работу, предполагающую множество красочных иллюстраций, я очень хотела бы видеть достойно оформленной. Как это сделать, пока с трудом себе представляю: книгоиздание сейчас удовольствие очень дорогое… В Союзе писателей средств на это выделяется очень мало. И все же…

Биография

Татьяна Ивановна Грибанова

Родилась в деревне Игино на Орловщине.

Образование

Окончила факультет иностранных языков Орловского государственного педагогического института (ныне – ОГУ).

Работа

Работала преподавателем иностранного языка.

Творчество

Автор четырех поэтических книг: «Апрель», «Прощеный день», «Сказ о Судбищенской битве», «Соль» – и книги деревенских рассказов «Лесковка».

Член Союза писателей России.

Награды

Лауреат-победитель в номинации «Привет, Россия!» Всероссийского конкурса «Звезда полей» им. Н.М. Рубцова. (2012 г.). Медаль святителя Кукши (за сподвижничество в служении Родине и вере) (2014 г.). Лауреат Всероссийской премии им. Е.И. Носова (2014 г). Лауреат Международной премии «Умное сердце» им. А. Платонова (2014 г.). Лауреат газеты «Российский писатель» в номинации «Проза» за 2014 год. Живет в Орле.

Беседовала Ольга Захарова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям