Орелстрой
Свежий номер №25(1229) 26 июля 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Записки путешественницы

Тайны да Винчи (Окончание)

29.03.2017
 Продолжаем нашу экскурсию по музею «Тайны да Винчи» в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Несмотря на свои пацифистские убеждения, Леонардо уделял особое внимание разработке новых видов оружия и бронетехники, поскольку жил во времена частых военных конфликтов. Однако многие его идеи так и остались лишь на бумаге, поскольку современники да Винчи опасались разрушительных последствий использования такого оружия.
 
На штурм с катапультой
В сохранившихся документах мастера можно увидеть огромное количество эскизов, чертежей и рисунков с изображением лестниц для штурма. С их помощью солдаты могли атаковать вражеские крепости и замки. В конструкциях да Винчи длину лестниц и угол их наклона можно было регулировать. В основании находился специальный механизм: зубчатое колесо приводилось в действие с помощью ходового винта. Принцип такой конструкции очень похож на современные пожарные лестницы.
Да Винчи посвятил немало страниц своих рукописей и рисунков такому древнейшему орудию как катапульта, стремясь усовершенствовать его и сделать более эффективным. Мастер экспериментировал с материалами, пытаясь увеличить его мощность и добиться лучшей дальности полета камня и точности его попадания.
Скифская колесница
Мастер был покорен красотой и мощью военных лошадей, которых часто использовали в атаке во время сражений. Он сам был отличным наездником и посвятил много эскизов и рисунков этим грациозным и сильным животным. Именно в расчете на конную тягу Леонардо разработал проект усовершенствованной скифской колесницы. Во время движения установленные на ней четыре косы начинали вращаться, вырезая всех на своем пути. Однако, зная пугливый нрав лошадей, изобретатель отказался от этой идеи, поскольку острые клинки могли причинить вред и самим животным.
На пушечный выстрел
В углу зала у окна стоит конструкция скорострельного оружия направленного действия. Двенадцать стволов расположены веером. Стрелять такая пушка могла как единичными выстрелами, так и залпами. Конструкция крепилась на колесах, чтобы солдаты перемещали и поворачивали ее в нужном направлении в зависимости от позиций врага на поле сражения. Сзади находился рычаг, с помощью которого регулировалась высота и траектория полета снарядов. Однако перезаряжать такое оружие во время битвы было бы довольно сложно.
Усовершенствование идеи с пушкой было воплощено при создании трехзарядного скорострельного оружия – прототипа современного пулемета. Леонардо хотел увеличить скорость и мощность огня, поэтому спроектировал машину с тридцатью пушками. Три стойки по десять стволов крепились на вращающейся платформе. Пока один ряд орудий стрелял, второй – перезаряжался, а третий – остывал после выстрела.
Ученый склад ума да Винчи привел его к выводу, что при полете пушечного ядра воздух препятствует ему, замедляя движение. Леонардо разработал новый тип пули – длинной заостренной формы с направляющими крылышками. Обтекаемая форма имела меньшее воздушное сопротивление, а следовательно, давала возможность сохранить скорость полета и точность попадания в цель.
Идею создания паровой пушки да Винчи позаимствовал у древнего математика Архимеда. Однако он развил ее и усовершенствовал конструкцию. Предполагалось, что для выстрела ядра эта боевая машина будет использовать не порох, а силу пара. Пушку нужно было накалить и затем влить в нее воду. Давление пара поднималось с такой силой, что выталкивало ядро. Выстрел сопровождался громким взрывом и мощными клубами дыма.
Танк, человек и зеркальная комната
Леонардо впервые в истории человечества спроектировал огромную бронированную машину, оснащенную со всех сторон пушками. Она могла двигаться за счет мускульной силы экипажа в любом направлении. Солдат, который управлял ею, находился в смотровой башне конструкции. Экипаж боевой машины состоял из восьми человек. Чтобы танк двигался, они непрерывно крутили рукоятки, прикрепленные к колесикам, которые приводили в действие четыре больших колеса. Это требовало немало усилий, а нужно было еще заряжать пушку и стрелять. Тем не менее, идею да Винчи оценили гораздо позже: усовершенствованные бронированные вагоны впервые использовали во время Первой мировой войны.
Наконец мы спускаемся на первый этаж, где нас ожидает еще один сюрприз. Казалось бы, после всего, увиденного наверху, нас уже трудно было чем-то удивить, но организаторам выставки это удалось.
Леонардо да Винчи был неравнодушен к зеркалам. Он не видел в них никакой мистической силы, а имел к ним чисто практичный интерес: некоторые записи он делал в зеркальном отражении, чтобы защитить их от недоброжелателей. Изобретатель даже создал устройство для шлифовки этих чудо-стекол.
Но главным его изобретением в этой области стала, пожалуй, зеркальная комната. Это небольшая восьмиугольная кабинка, стены и потолок которой сделаны из зеркал. Находясь в центре комнаты, человек мог увидеть свое отражение в полный рост со всех сторон бесконечное число раз. Точное предназначение этой комнаты неизвестно. По одной из версий, она была создана для медицинского осмотра самого себя на случай ран или воспалений на тех участках тела, которые человек не может осмотреть самостоятельно.
Одним из самых известных рисунков да Винчи является, пожалуй, витрувианский человек – изображение обнаженной фигуры мужчины с разведенными руками и ногами в окружности и наложенная на него фигура в квадрате. Следует отметить, что это не просто картинка. В своих заметках Леонардо пояснил, что данный рисунок определяет идеальные пропорции мужского тела, согласно трактатам античного римского архитектора Витрувия. Работа да Винчи стала открытием века. Многие великие живописцы, скульпторы и архитекторы в дальнейшем использовали эти знания в работе. Сейчас витрувианский человек считается символом внутренней симметрии, а некоторые называют его символом всей Вселенной.
«Тайная вечеря»
В последнем зале экспозиции представлена композиция восковых фигур – Леонардо да Винчи за мольбертом пишет с натуры картину «Тайная вечеря». Все участники этой сцены выглядят очень реалистично, поэтому рядом с ними становится даже как-то не по себе.
На самом деле «Тайная вечеря» – это монументальная роспись размером 460х880 сантиметров на стене доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Да Винчи долго вынашивал идею создания сцены последней трапезы Иисуса Христа с учениками: искал подходящие натуры, несколько раз переделывал композицию. Автор изобразил реакцию каждого ученика на слова Спасителя о том, что кто-то из них предаст его. До Леонардо многие живописцы пытались воссоздать этот важный момент, но никому не удалось передать с такой выразительностью весь драматизм новозаветного повествования. Да Винчи запечатлел миг самого страшного предательства и проявления бескорыстной Божьей любви.
Интересный факт связывают историки с написанием этого произведения искусства. Автор никак не мог найти подходящие натуры для двух главных персонажей – Иисуса и Иуды. Однажды он увидел в церковном хоре юного певчего. Лицо молодого человека было таким открытым и одухотворенным, что у художника не осталось ни малейших сомнений: именно он подходит на прообраз Спасителя.
Последним ненаписанным персонажем оставался Иуда. Леонардо часами ходил по городу в поисках подходящего человека – опустившегося и обозленного. И наконец, спустя три года, он нашел его! Мужчина валялся в канаве – грязный, запущенный и мертвецки пьяный. По распоряжению художника «модель» доставили в мастерскую.
Когда образ Иуды был готов, протрезвевший натурщик взглянул на картину и признался, что уже видел ее раньше. Как выяснилось, три года назад мужчина вел совсем другой образ жизни, пел в церковном хоре. Именно тогда какой-то художник предложил ему написать портрет Христа с его лица.
Получается, что образы Христа и Иуды написаны с одного и того же человека, что еще раз подтверждает закономерность: добро и зло очень близки, поэтому провести границу между ними порой довольно сложно.
Мы покидали выставку с чувством восторга и удовлетворения, потому что узнали много нового и интересного и в очередной раз были потрясены гениальностью Леонардо да Винчи. Немалая заслуга в этом нашего экскурсовода Ольги. Именно ее увлеченность и восхищение да Винчи передались нам через эмоциональный и живой рассказ о великом изобретателе.
 Наталья Кузнецова

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям