Орелстрой
Свежий номер №32(1236) 13 сентября 2017 Издавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Пища духовная

Тайна поэзии, жизни, любви

30.07.2014

«Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда в моей памяти!.. Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!» Это отрывки из поздней книги нашего великого земляка, названной «Senilia», или в переводе с латыни «Старческие сны». Но чувствуете ли вы здесь безысходность, безнадежность, усталость от жизни? Нет, с вами говорит воодушевленный юноша, открытый радостям бытия, встрече с красотой. Если даже кто-то и не слышал никогда этих строк из стихотворения в прозе И.С.Тургенева, то, я уверена, прочитав их сейчас, сразу почувствовал, во-первых, глубочайшее благоговение поэта, а во-вторых, явную неординарность, да что там, гениальность адресата.

Под знаком музыки

Действительно, они посвящены уникальной женщине, к которой наш земляк с момента первой встречи испытывал самые трепетные чувства, – Полине Виардо. И именно эти слова стали своего рода камертоном праздничного действа, посвященного дню рождения выдающейся певицы, композитора, педагога, которое традиционно состоялось 18 июля в музее И.С. Тургенева. Как всегда, зал был полон, несмотря на аномальную жару.

Глубоко символично, что своеобразной прелюдией торжества послужило беззаботное пение птиц, ведь искусство как бы расширяет и укрупняет то природное великолепие, которое, возможно, не всякий может уловить в окружающем нас мире. И потом, чарующие таланты исполнителей тоже как бы сродни дару всех божьих созданий, которым словно предначертано украшать и просветлять жизнь по мере своих сил. Не случайно и сама литературно-музыкальная композиция (уже можно сбиться со счета, которая) старшего научного сотрудника Людмилы Балыковой получила название «Праздничный хорал». В монологических высказываниях, создавая дуэты и трио, ведущие (Светлана Жидкова, Антон Бушунов, Наталья Смоголь) воспроизводили страницы биографии великих людей, прозаические и поэтические тексты, объединенные вечной темой «Человек и музыка».

Если подумать, то чувство Тургенева к Виардо было подготовлено всем ходом его воспитания, а шире – самой культурой тех десятилетий. Попытки Варвары Петровны приучить сына к скрипке (правда, неудачные!), крепостной оркестр в Спасском, неизменное песенное сопровождение трудовых будней и крестьянских праздников – все это стало фоном жизни будущего писателя. А постоянное присутствие музыки на страницах его произведений только подчеркивает этот интерес, увенчанный в реальности сорокалетней дружбой двух выдающихся культуртрегеров своей эпохи.

Жанровое определение торжества раскрылось довольно показательно еще в нескольких аспектах: музыкальная часть была представлена не только редкими аудио- и видеозаписями (например, хором эльфов из «Последнего колдуна» в постановке труппы из Aix-en-Provance), но и самыми разнообразными номерами в исполнении замечательных профессионалов. Это и академический хор Орловского областного центра народного творчества под управлением заслуженного работника РФ Раисы Анохиной, и его солистка Юлия Захарова, исполнившая романс из репертуара Виардо на стихи Тургенева, и лауреат всероссийских конкурсов, исполнитель романсов Рахим Рахманов. Зрители услышали «Хор цыган» из оперы Верди «Травиата», «Ваньку-Таньку» Даргомыжского, «Попутную песню» Глинки, «Колыбельную» на стихи Лермонтова, хор из оперы Бородина «Князь Игорь», романс Чайковского «Нам звезды кроткие сияли». Подборка эта далеко не случайна. Тургенев стал для Виардо не только преданным поклонником и верным другом, но и своеобразным гидом, познакомившим ее как с московскими и столичными достопримечательностями, так и с особенностями русского языка, что и способствовало появлению в репертуаре европейской дивы многочисленных русских народных песен и авторских романсов.

В Маменькином садике

После литературно-музыкальной части участники «Праздничного хорала» перешли в Маменькин садик, более десяти лет назад разбитый в музейном дворе научны ическим отрывкам из произведений Тургенева. Там зрители в окружении благоухающих роз и флоксов, пройдя по дорожкам из красного кирпича, полюбовались кудрявой красавицей ивой Полиной, посаженной в 2010 году к столетию со дня кончины великой европейской певицы (очевидно, это беспрецедентный в мировой культурной практике случай создания живого памятника, свидетельствующий о почитании, не знающем национальных границ, особенно показательный на фоне современной междоусобицы между братскими народами).

В любом случае, зрители «Праздничного хорала», безусловно, осознали, что истинный талант всегда великодушен, а самое главное, я уверена, стали и сами активными участниками действа, ведь сопереживание – это огромный труд. И огромная радость.

Наталья Смоголь  

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям