ПАО "ОРЕЛСТРОЙ"
Свежий номер №23 (1270) 18 июля 2018 гИздавался в 1873-1918 г.
Возобновлен в 1991 г.

Газета общественной жизни,
литературы и политики
 
Осадок дня

Своемерные заметки на полях календаря

20.07.2011

11 июля. В минувшее воскресенье на Волге при не выясненных до конца обстоятельствах затонул туристский теплоход «Булгария». Свыше ста человек, из них треть – дети, не смогли спастись со старого судна, отправленного в рейс в технической неисправности и без лицензии на перевозку пассажиров.

Кто тому виной? Компетентные органы разберутся. Найдут виновных. Строго накажут их за несоблюдение навигационного регламента и нарушение должностных инструкций. Важнее – что тому виной? Не злой умысел и не роковая ошибка; не стечение обстоятельств или несчастный случай, – хотя, конечно, в последовательности независимых причин можно усмотреть некое непостижимое разуму трагическое предопределение. Очевидно нечто иное. Бессовестность, беспринципность, безответственность.

Что стало с нашей ментальностью?! Что формирует наше отношение к миру? Не благородный фатализм былых поколений, а эгоцентрическое равнодушие ко всему, что лежит за пределами собственного меркантильного интереса… Те, кому удалось спастись, утверждают, что два судна прошли мимо места катастрофы, не оказав помощи.

Кто виноват? Всякий и каждый – и никто конкретно. Что делать? Ни у кого нет ответа. Хуже того: ни у кого нет намерения отвечать. Ни вообще, ни в частности.

Я представляю детей, закрытых в музыкальном салоне тонущего теплохода – и не нахожу в себе ни одной мысли, стоящей того, чтобы додумывать до конца…

12 июля. Петров день. Вообще-то это день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, – но Павлу в хвале и славе как-то не очень повезло. Хотя именно ему, учителю Вселенной, христианство в большей мере обязано конфессиональной цельностью.

Петр, первоначально Симон, был одним из любимых учеников Христа, на которого возлагались особые надежды. Несмотря на то, что в трудный час Петр трижды отрекся от Спасителя, за ним не только оставлено первенство меж апостолами, но именно ему доверены ключи от рая. Петр с суровым рвением занимался обрядовой стороной учения, проповедовал в еврейских общинах ойкумены и неохотно, лишь уступая духу времени, соглашался брататься во Христе с инородцами. Однако традиция полагает его первым римским епископом и тем самым первосвященником вселенской церкви.

Савл из Тарса, иудей с правами римского гражданина, был известен как ярый фарисей и рьяный гонитель христиан, но однажды, на пути в Дамаск, озарил Савла небесный свет и осветил правильную дорогу… Сменив убеждения, он стал носителем и толкователем слова божьего, и под именем Павла заложил основы христианства как мировой религии. Апостол Павел стремился прояснить сокровенный смысл Евангелия и донести благую весть до всего прогрессивного человечества. Ему принадлежит первая декларация прав человека: нет ни эллина, ни иудея…*) Впрочем, эта космополитическая идея в нашем православии согласия не нашла.

По древнему народному поверью на рассвете Петрова дня солнце играет, переливаясь всеми цветами радуги… Никому, кажется, до сих пор увидеть это чудо не удалось, но из века в век деревенские парни и девки всю ночь напролет караулили солнце. А еще в эту ночь русалки выбирались из тихих омутов и творили по округе злые шалости. По мере того как нечистая и неведомая сила в округе переводилась, ночные безобразия стали совершать караульные солнца. В наши дни дурная традиция тихой сапой просочилась в города. Уже без всякой мифологической подоплеки наши недоросли по мере своих возможностей наносят урон окружающей городской среде, сваливая ответственность за свои непотребства на обычай давней старины. – Вот видишь, – говорит Петр Павлу, – я все-таки был прав: эти варвары по своим нравам так и остались язычниками… Павел сокрушенно клонит голову.

В канонической иконографии первоучителям надлежит быть в апостольских ризах и римских сандалиях. Петр, администратор райской жизни, представляется взору с книгой и ключами; описание его в иконописном подлиннике таково: Подобием сед, брада невелика, мало кудревата и аки кругловата, власы на голове просты и кратки **). Павел, также изображаемый с книгой, больше похож на интеллектуала: Подобием главою плешат, власы надсед, мало сзади спустилися, нос великоват, усы малы, брада продолговата, совершенна и плоска **).

13 июля. В Должанском районе, с юго-восточного конца области, началась жатва. Телерепортажи с переднего края страды передают сдержанную напряженность сельских тружеников. Вековые традиции и современные технологии сошлись заодно, чтобы убрать хлеб вовремя и без потерь. Начало делу положил сам губернатор. Хлеб хорош, и сам доволен. Теперь бы еще погода не подвела…

14 июля. Президент принял в своей резиденции делегацию малых бизнесменов. Выслушал и обнадежил. Пообещал приструнить чиновников, чтобы препон не чинили и мзды не вымогали. Вник в трудности и сложности. Владелец автосервиса посетовал, что некуда сливать отработанное машинное масло. Президент дал распоряжение организовать пункты приема, чтобы сберечь окружающую среду.

Видимо, по мнению аппарата, такие показные эффекты должны работать на авторитет президента. Но нельзя же так мельчить престиж верховной власти! А завтра какой-нибудь сердитый дворник поставит ребром проблему утилизации собачьих экскрементов, кои хозяева собак злостно оставляют где ни попадя… И что, опять президенту этим заниматься?

Не царское это дело... Право президента – принимать системные решения. И гарантировать ответственность правительства перед народом, а чиновничества – перед законом. Этого более чем достаточно.

15 июля. Смысл прогресса проявляется в непрестанном развитии технологий. В повышении эффективности управления и снижении затратности производства. Прогресс создает возможность человеку труда производить как можно больше валового продукта… получая за свой труд все меньшую часть национального дохода. Сравните, как несоразмерны затраченные усилия и как несопоставимы условия жизни крестьянина, возделывающего поле, и чиновника, составляющего сводки с полей…

Но при всех издержках бюрократия суть реальная форма государства; свой хлеб чиновники едят недаром (хотя икры на хлеб могли бы класть поменьше). Что совсем уж кажется извращением – отчуждение значительной части произведенной стоимости в пользу явно паразитических слоев. Скажем, баснословные доходы деятелей массовой культуры при очевидной духовной нищете и житейской бедности трудящихся масс…

Я пытаюсь представить число трудодней, потраченных на то, чтобы произвести на орловских полях простой продукт, эквивалентный стоимости скромного бриллианта, купленного Ксюшей Собчак на гонорар, полученный за то, что она милостиво соизволила потратить пару часов на развязный треп на презентации нового развлекательного центра в городе Орле…

16 июля. В этом мире оснований для пессимизма ровно столько же, что и для оптимизма. Мир как реальный объект дан один на всех и явлен единым для всех способом. Однако одно и то же явление пессимист и оптимист оценивают с диаметрально противоположных позиций, в результате чего перед ними предстают совершенно разные события. Само собой, из этого следуют несовместимые выводы и несовпадающие прогнозы. И самое главное – радикально различается смысл, извлеченный из жизненного опыта. Один и тот же стакан с водой для пессимиста наполовину пуст, а для оптимиста наполовину полон. Эта известная сентенция как нельзя лучше передает разность экзистенциалов ***).

Оптимисты относятся к жизни с легкостью и небрежностью, а пессимисты с осторожностью и бережностью. Если прочувствовать всей душой, что чаша жизни наполовину пуста, то тем дороже и слаще остающаяся часть, вплоть до каждой капли. А если увериться, что она наполовину полна, то можно невзначай, не осознавая степени экзистенциального риска, расплескать оставшееся. 

Определяя тему через расхожую метафору, можно сказать, что наш стакан всегда ополовинен: пустота – бывшее, полнота – предстоящее. Горизонт дня – грань стакана, в который налита жизнь. Любой момент бытия содержит в себе все бытие целиком, но в сфере сознания всякий срез времени – иллюзорная линза, через которую что-то из нас смотрит в то, что есть. А что есть? В строгом философском смысле слова существует лишь настоящее: исчезающе тонкая мембрана между тем, чего уже нет, и тем, чего еще нет. Время течет через сознание, как вода сквозь решето. И над минувшим мы еще менее властны, чем над грядущим.

Программу работы критического разума составляют надежда или страх. Конечно, нет страха без надежды, что все обойдется, а в подкладку всех радужных грез подшита тайная тоска. Что наш жизненный путь – тупик в долине смертной тени или дорога в лучшем из миров? Никто вам не скажет этого со всей ответственностью, а кто скажет – соврет. И если посмотреть с другой стороны, с точки зрения вечности, – успех безнадежнее, чем неудача. Все, что не убивает, делает нас крепче. Так говорил Фридрих Ницше. Страх потери наполняет пессимиста, а оптимиста опустошает надежда на лучшее.

17 июля. Вера пессимиста не дает душе утешения. Бог есть, – думает пессимист, – но непостижимый акт его бытия не является непреложным фактом моего существования. Значит, нельзя рассчитывать, что параллельные линии сознания и бытия сойдутся в бесконечности. Вера оптимиста не доходит до ума. Оптимист всей душой полагается на провидение и бездумно надеется, что Бог, сотворивший всё, сам со всем разберется.

В экзистенциальном плане я благонамеренный релятивист. То есть ни то, ни се; ни рыба, ни мясо. Для пессимизма не хватает духу, для оптимизма не достает характера. То бог весть почему хандрю, то невесть чему радуюсь.

В метафизическом аспекте я благочестивый агностик. Я не знаю, как решается проблема онтологии зла в пределах богословия, но гибель детей, ставших жертвами жестокой похоти питерских педофилов или преступной халатности волжских речников, я не могу и не хочу соотносить с божьим промыслом.

*) Послание к колоссянам: 3; 11.

**) Цит. по: Т.С. Еремина «Мир русских икон и монастырей». М. 1998.

***) Термин М. Хайдеггера, обозначающий априорные характеристики способа бытия, т.е. модусы присутствия в мире.

Владимир Ермаков

 

© OОО «Орловский вестник». Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Рекламодателям